Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Не готовы возвращаться к временам Ельцина»: экономист объяснил изменение позиции России по нефти

«Не готовы возвращаться к временам Ельцина»: экономист объяснил изменение позиции России по нефти

Большинство стран ОПЕК+ договорились о сокращении добычи нефти. Россия согласилась сократить производство на 1,8 миллиона баррелей в сутки, хотя на последней встрече в марте отказалась снижать на 300–400 тысяч.

С чем связано изменение позиции РФ, «Вечерняя Москва» спросила у ведущего эксперта Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ), преподавателя Финансового университета при правительстве РФ Станислава Митраховича.

Эксперт связал готовность России идти на большие уступки с переменами в мировой экономике.

— Тогда (6–7 марта — прим. «ВМ») еще не было очевидно, какой эффект принесет коронавирус. За месяц ситуация поменялась кардинально. Куча стран ушли на карантин, машины не ездят, в мире остановились перевозки, самолеты не летают, производство встало. Сегодня переговоры о сокращении добычи находятся на совершенно другом уровне, чем в начале марта. Сравнивать те ограничения и нынешние бессмысленно, — сказал он.

Напомним, 6–7 марта страны ОПЕК+ не смогли договориться о дополнительном сокращении на 1,5 миллиона баррелей. Из них миллион пришелся бы на ОПЕК, остальные 500 тысяч — на страны, не входящие в картель. За пару недель цена нефти рухнула вдвое — примерно с 50 до 27 долларов за баррель.

В нынешних условиях, по словам Митраховича, полуторамиллионное сокращение не сработало бы, чтобы поднять цены, потому что из-за коронавируса образовался избыток предложения нефти в объеме 15–20 миллионов баррелей в сутки.

Текущая сделка не решает все, она только смягчает шок, который приблизится через 2–3 месяца, когда будут заполнены все хранилища. Поэтому у России, как у других нефтедобытчиков, нет других возможностей поднять цену, кроме как согласиться с 20-процентным сокращением.

— У России хранилищ мало. Мы не можем заполнять их еще полгода. Мы можем загрузить НПЗ, но только в определенных объемах. Если через 2–3 месяца мест для закачивания нефти не оказалось бы, России все равно пришлось бы сокращать производство, — пояснил Митрахович.

Представители ОПЕК+ договорились о том, что в мае-июне добыча нефти снизится на 10 миллионов баррелей в сутки, с 1 июля — на восемь миллионов, а с 1 января 2021 года до апреля 2022 года — на шесть миллионов.

У готовящейся к принятию сделки ОПЕК+ есть ряд минусов. Во-первых, как отметил Митрахович, Саудовская Аравия выторговала себе меньшее сокращение. Во-вторых, страны, не входившие в ОПЕК+, такие как США, Норвегия, Бразилия, не берут на себя никаких обязательств.

— Безбилетники сохраняют статус безбилетников. Они говорят, что у них нефть сокращается естественно. Но это притворство. Таким образом сокращение было бы и у других, — добавил эксперт.

Несмотря на эти нюансы, Россия решила не проверять гипотезу «наши конкуренты сойдут с дистанции раньше нас», потому что руководство страны «не готово жить при цене 10 долларов» за баррель, как в последние годы правления Бориса Ельцина.

СПРАВКА «ВМ»

Что такое ОПЕК+

ОПЕК+ — это клуб, в который входят 24 страны — экспортера нефти, включая Россию. Соглашение появилось как реакция на обвал нефтяных цен в 2014–2015 годах. Еще в конце 2016 года в Вене ОПЕК и нефтяные страны, не входящие в картель, согласовали сокращение добычи на 1,8 миллиона баррелей в сутки от уровня октября 2016 года.

Юридическое оформление соглашение получило в 2017 году. Согласно последней сделке от июля 2019 года, участники договорились сократить производство на 1,2 миллиона баррелей в день — до уровня октября 2018 года. В декабре того же года страны — участники ОПЕК+ решили сократить добычу на 1,7 миллиона баррелей в сутки. Обязательства России выросли с 228 до 300 тысяч баррелей в день — до уровня октября 2018 года.

Российское правительство оценивало сделку положительно. В конце 2019 года Новак заявил, что «благодаря сделке ОПЕК+ и сопровождающему ее росту цен на нефть» за три года бюджет России пополнился на 6,2 триллиона рублей.

Необходимость нового сокращения добычи нефти

Из-за вспышки коронавируса COVID-2019 в ОПЕК задумались о дополнительном сокращении добычи, так как быстрое распространение вируса понизило прогнозы по росту мировой экономики и, соответственно, глобальному спросу нефти. На встрече в начале марта в Вене Россия предложила продлить сокращение на прежних условиях и только на второй квартал 2020 года. Саудовская Аравия настаивала на дополнительном сокращении на 1,5 миллиона баррелей в сутки до конца года. Из-за отсутствия компромисса стороны решили не продлевать сделку начиная с 1 апреля 2020 года. Прекращение действия соглашения привело к падению цен на нефть в два раза, которое усугубилось сокращением глобального спроса из-за пандемии заболевания, вызываемого новым коронавирусом.

Автор: Камран Гасанов

Источник: Вечерняя Москва, 10.04.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики