Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Новая сделка ОПЕК+ станет выбором между тяжелыми временами и катастрофой

Новая сделка ОПЕК+ станет выбором между тяжелыми временами и катастрофой

Сокращение нефтедобычи на 2,5 млн баррелей в сутки, как предполагается по предварительным договоренностям ОПЕК+, будет весьма непростой задачей для России, однако эти условия еще не окончательны, рассказали в беседе с корреспондентом «Вестника Кавказа» заместитель директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев и ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков, комментируя итоги онлайн-саммита нефтепроизводителей.

«Сокращение добычи до 8,5 млн баррелей в сутки - это большая проблема для отрасли. В последние три года, пока действовало соглашение ОПЕК+, Россия не закрывала никакие скважины, а все сокращение добычи считалось за счет того, что пересматривались планы и новые скважины не вводились в срок. За этот период Россия даже несколько увеличила добычу. Наше участие в ОПЕК+ до сих пор было достаточно безболезненным и не накладывало на нас больших обязательств. Но то, о чем сейчас идет речь, означает закрытие большого числа скважин, многие из которых нельзя будет восстановить», - пояснил Алексей Белогорьев.

После того, как период затоваривания рынка пройдет и спрос на энергоносители вырастет, России понадобятся новые и значительные инвестиции в капитальный ремонт закрытых скважин и бурение. «В первую очередь это будет нужно выработанным, высокообводненным месторождениям. Поэтому для России такие условия являются большим вызовом. С другой стороны, встает вопрос, смогли бы мы избежать сравнимого снижения добычи по естественно-экономическим причинам (из-за низкого спроса на нефть)? На мировом рынке тяжелейший кризис перепроизводства, российские компании впервые в современной истории столкнулись с тем, что не могут сбыть весь объем добытой нефти. Отрасль к такому развитию событий оказалась попросту не готова», - обратил внимание заместитель директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов.

«Дело в том, что прежде экспорт даже не моделировался никогда серьезно, предполагалось, что экспорт – это разница между добычей и внутренней переработкой нефти, так как весь экспортный объем, каким бы он ни был, можно сбыть на внешних рынках. Российская нефть конкурентоспособна по издержкам, востребована по своим качествам, выстроена хорошая логистика. Теперь же мы столкнулись с тем, что весь объем сбыть невозможно, а значит, самое позднее в мае России пришлось бы сокращать добычу, просто потому что хранить нефть негде. У нас нет развитой системы нефтяных резервов. В мире это тоже основная причина падения цен на нефть – заполняются все хранилища, а их аренда дорожает. То есть проблема даже шире, чем переизбыток предложения, и тут из-за отсутствия надежной статистики даже невозможно посчитать, насколько пришлось бы сокращать добычу без сделки с ОПЕК», - сообщил Алексей Белогорьев.

Игорь Юшков, в свою очередь, отметил, что пока эти 2,5 млн баррелей являются лишь предметом дискуссии на переговорном столе. «Россия поставила изначально условие, что сократит объем добычи, только если к сделке присоединятся страны-производители за пределами ОПЕК+, прежде всего, США, Канада, Великобритания и Норвегия. Это было бы логично, ведь от низких цен страдают все, а значит, и бороться за их рост должны все вместе. Поэтому озвученные параметры сокращения – это, я думаю, старт всеобщего переговорного процесса. Квоты принимаются на объем добычи с 1 мая, а значит, весь остаток апреля будут вестись дискуссии вокруг них», - ожидает он.

«Договориться нужно о многом, к примеру, об участии Мексики, которая подрывает соглашение внутри старого формата ОПЕК+. Будет вестись активный диалог с США, желающими представить свое естественное сокращение объемов добычи из-за низких цен вкладом в мировую ребалансировку и настаивающими, что никакие обязательства они на себя брать не будут. Согласится ли на это ОПЕК+ и Россия, еще не понятно. Возможен компромиссный вариант, когда в мае-июле мы согласимся не смотреть на США и сокращать добычу только внутри ОПЕК+, а потом уже следить за их поведением. Тогда, к примеру, если цены поднимаются к $50 за баррель и американцы начинают наращивать добычу, мы тут же из сделки выходим. Посмотрим, что сегодня будет сказано со стороны США на онлайн-конференции министров энергетики стран G20», - добавил Игорь Юшков.

Эксперт напомнил, что перепроизводство нефти в апреле оценивается не менее чем в 15 млн баррелей в сутки, поэтому к согласию ОПЕК+ сократить свою добычу на суммарные 10 млн баррелей в сутки будет необходимо добавить сокращение хотя бы на 5 млн баррелей в сутки со стороны США, Канады и прочих не участвующих в ОПЕК+ нефтепроизводителей. «Только в этом случае мы сможем все вместе ребалансировать рынок. Сразу, конечно, мы не увидим ни высоких цен, ни какого-либо восстановления баланса, скорее, новая сделка ОПЕК+ позволит избежать наихудшего сценария, который предполагает переполнение хранилищ во всем мире, и в танкерах, и в наземных емкостях. Если сейчас ничего не делать, то к середине мая хранилища будут переполнены, и тогда совершенно всем нефтепроизводителям придется остановить добычу, так как добытую нефть некуда будет девать. То есть сделка ОПЕК+ призвана не допустить переполнения хранилищ в первую очередь», - заключил ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности.

Источник: Вестник Кавказа, 10.04.2020 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики