Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Трамп, спасая свою сланцевую нефть, неожиданно спас Путина

Трамп, спасая свою сланцевую нефть, неожиданно спас Путина

За ошибки кремлевских «стратегов» расплачиваться будет вся Россия

Россия отказалась признавать поражение в сделке ОПЕК+ по нефти, заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. По его мнению, уступки, на которые пошла Москва, это не проигрыш, от достигнутого соглашения выиграют все.

«И страны-производители нефти, и страны-потребители нефти, и мировая экономика в целом, которая в противном случае могла бы погрузиться просто в хаос, в случае если бы эта сделка была сорвана», — пояснил он.

Песков убежден, что в сложившейся ситуации нет проигравших. По его словам, президент Владимир Путин доволен результатом переговоров. В Кремле не считают ошибочным отказ от сделки в марте: глубину кризиса и обрушение спроса на энергоносители никто не мог спрогнозировать.

Известно, что, по условиям соглашения, его участники снизят добычу на 10 млн. барр. в день в мае и июне, с июля — на 8 млн. барр., а с 1 января 2021 года и до апреля 2022 года — на 6 млн. барр. в сутки. В частности, Россия и Саудовская Аравия сократят добычу на 2,5 млн. барр. в сутки каждая. 

Как понимать слова Пескова?

Ведь в начале марта Эр-Рияд предлагал Москве сократить добычу на 1,5 млн. барр. в день, но Москва категорически отказалась, выступив за сохранение действовавших условий. По условиям же нового соглашения, Россия и Саудовская Аравия с мая снизят добычу на 2,5 миллиона баррелей. Что это, если не поражение?

И еще все последние дни представители российской стороны твердили, что сделка состоится только при участии США. Но Трамп фактически послал Москву и Эр-Рияд в известном направлении, прикрывшись антимонопольным законодательством, не позволяющим американским властям вмешиваться, а компаниям вступать в картельный сговор.

При этом именно Трампу эта сделка была нужнее всего, ибо месяц ценовой лихорадки на нефтяном рынке отправил сланцевую отрасль в США в глубокий нокдаун, а от финансирования сланцевиков во многом зависит предвыборная кампания Трампа. А выборы уже в ноябре, и по опросам, кандидат от демократов Джо Байден в настоящий момент обходит Трампа. Так что сделка для американского президента заключена исключительно вовремя. Он выиграл, и это очевидно.

А кто тогда проиграл? Или Песков пытается сделать хорошую мину при плохой игре?

— Ситуация начала марта и сегодняшняя существенно отличается, — согласен с Песковым эксперт Финансового университета и аналитик ФНЭБ Игорь Юшков.

— Тогда коронавирус и карантин был фактически только в Китае. И никто не мог сказать, что существенно упадет спрос потребление нефти в Европе. Россия тогда рассчитывала, что вирус останется чисто китайской историей, и как только выздоровеет Китай, восстановится и спрос на нефть.

Сейчас выбор был между плохим вариантом и очень плохим. Второй — переполнение хранилищ нефти. Это может произойти через месяц-полтора, если ничего не делать. И тогда весь мир будет сокращать или останавливать добычу, а цена упадет до нуля.

Негатив для России от того, что сначала был разрыв сделки, а теперь новое соглашение. Если сделка сохранялась бы, то может быть, сейчас мы бы сокращались от уровня выше 11 млн. барр. Как это было в 2016 году.

«СП»: — Несколько дней подряд Россия твердила, что сделка целесообразна только с участием США. Трамп фактически всех послал подальше. Зачем были тогда эти пафосные заявления? Или до последнего надеялись, что Трамп согласится?

— Вероятно, России не удалось убедить США взять на себя жесткие обязательства по добыче нефти. США ограничились, по сути, прогнозом падения из-за нерентабельности проектов.

«СП»: — США формально отказываются участвовать в сделке. Трамп прикрывается собственным антимонопольным законодательством, хотя звонит и Путину, и принцу Салману. Есть ли тут лазейки? Варианты обхода закона?

— При желании власти США могли бы влиять на добычу просто фискальными мерами. Те компании, кто сокращает добычу — получат льготы по налогам, те, кто повышает добычу — получат дополнительный налог. Но если бы Трамп что-то активно стал делать, тогда его бы демократы загнобили бы. А теперь он будет говорить, что заставил саудитов и русских сократить добычу, чтобы поднять цены и спасти сланцевую добычу в США.

— Я бы не назвал условия сделки по нефти поражением России, — отмечает директор Института ЕАЭС Владимир Лепехин.

— Сказал бы так: «Еще легко отделались!» Могло быть гораздо хуже. Россия в результате абсолютно непрофессиональных действий (а точнее — жадности Сечина и тех, кто его поддержал) оказалась накануне полной экономической катастрофы, и ее спасли только две вещи. Во-первых, сложности, возникшие у саудитов со сбытом нефти в силу известных причин (нехватка и дороговизна танкеров, снижение спроса на сырую нефть и проч.) и вмешательство Трампа. Именно Трамп надавил на саудитов и обеспечил некий компромисс, который оказался спасительным для РФ.

«СП»: — Песков говорит, что глубину кризиса и обрушение спроса на энергоносители никто не мог спрогнозировать. Масштаба бедствия не осознавали. Сейчас осознали?

— Ничего наши «нефтяники» не осознали. Они десять раз перекрестились, что пронесло, но выводов, скорее всего, не сделали. Сейчас грядет аналогичная проблема по газу. «Газпрому» придется снижать и снижать серьезно продажную цену для ряда государств СНГ, не говоря уже о странах Европы. И это станет не меньшей проблемой, чем поражение от саудитов.

«СП»: — Трампа уломать не удалось. А ведь столько твердили, что без него не будет сделки…

— Утверждения российских чиновников о том, что в сделке должны участвовать США — это была их молитва. Трамп, спасая свою нефтяную отрасль в условиях нарастающей пандемии и обострения соперничества с Байденом, вынужден был спасать своих спонсоров, ну, а заодно спас и Путина. (Я, кстати, давал об этом комментарий «Свободной прессе несколько недель назад, и мой прогноз полностью подтвердился).

«СП»: — По словам Пескова, в сложившейся ситуации нет проигравших. Реально есть ли проигравшие и победившие?

— Песков, вне всякого сомнения, не прав. Россия избежала жестокого поражения, но это не значит, что она не является пострадавшей стороной. Еще как является. В ситуации, когда правительство своими неуклюжими и барыжными действиями загоняет страну в тупик (в результате так называемой самоизоляции бизнеса в условиях «пандемии» коронавируса экономика в РФ через 3−4 месяца упадет не менее чем на 10%), обрушение нефтяного и газового рынков добавит России еще процентов 10−15% «отрицательной динамики роста».

«СП»: — Москва и Эр-Рияд фактически на двоих уводят с рынка 10 миллионов баррелей. Как это повлияет на цены на состояние мировой экономики? И что ждать после выборов президента США?

— Для Трампа важно, чтобы цена на нефть приблизилась хотя бы к 40−45 долларам за баррель. Это спасает отрасль примерно на полгода-год (что, собственно, Трампу и нужно), но не решает проблемы кризиса рынка углеводородов. С учетом того, что ФРС готовит большой кипеш в финансовой сфере, который обрушит мировую экономику как таковую — с последующим падением объемов производства и спроса основных экономик на топливо, к началу 2021 года мировая цена на нефть вновь упадет ниже плинтуса. Думаю, Кремль снова окажется не готов к «неожиданным» событиям.

Автор: Дмитрий Родионов

Источник: Свободная пресса, 11.04.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики