Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Остановись, падение! Что сделка ОПЕК+ значит для России и остальных

Остановись, падение! Что сделка ОПЕК+ значит для России и остальных

Эксперт по энергетике рассказал, почему страны-экспортеры нефти все же пошли на сделку по сокращению нефтедобычи и когда стоит ждать стабилизации рынка.

В воскресенье, 12 апреля, завершились переговоры стран-экспортеров нефти по сокращению объема добычи. Страны ОПЕК+ заключили сделку на новых условиях, с привлечением стран, не входящих в организацию, всего в нее входят 23 страны.

Условия нового соглашения начнут действовать после 1 мая 2020 года. Об этом сообщил министр энергетики РФ Александр Новак. По его словам, в ближайшее два месяца страны ОПЕК+ сократят объем добычи на 10 млн баррелей в сутки, дополнительное сокращение в 5 млн баррелей ожидается от других стран-производителей.

"Мы считаем, что дополнительно к тем 10 млн баррелей, которые взял на себя ОПЕК+, будет еще сокращено 5 млн баррелей странами – производителями нефти, не входящими в ОПЕК+", – заявил глава Минэнерго в эфире телеканала "Россия 24".

Раньше была другая ситуация

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков рассказал Baltnews, почему соглашение ОПЕК+ было необходимо и на что повлияет сделка в долгосрочной перспективе. Эксперт отметил, что сделка неприятна для всех, но она не является результатом просчетов и ошибок. В данной ситуации все стороны действовали в соответствии с ситуацией.

"В марте мы видели одну историю, как развалилось соглашение ОПЕК+. Из чего тогда исходили стороны? Российская сторона исходила из того, что коронавирус и, соответственно, карантин, который с ним борется, введен только в Китае и еще в нескольких странах Азии. Особенно, конечно, Китай. Именно там пандемия повлияла на существенное сокращение спроса на нефтепродукты. Остановилось транспортное сообщение, и самолеты не летали. Россия предлагала продлить квоты на добычу во втором квартале по аналогии с первым. Потому что было неизвестно, насколько еще упадет спрос в Китае на потребление нефти и что вообще происходит. Саудиты же предлагали сократить объем добычи на 1,5 млн баррелей", – пояснил эксперт.

По мнению Юшкова, не исключено, что если бы встреча ОПЕК+ прошла не 4–6 марта, а немного позже, то Россия согласилась бы на те условия, которые поставила Саудовская Аравия, потому что быстрое распространение вируса спровоцировало падение спроса и в Европе:

"И они обсуждали бы совсем другие цифры. Там через неделю стало понятно, что история с коронавирусом – это не только китайская вещь, и не только у него будет спад потребления. Тогда уже в Италии пошли массовые случаи, и затем, соответственно, вся Европа тоже перешла на карантин, и там упало потребление. В итоге к апрелю мы все оказались в ситуации, когда мировое потребление нефти упало примерно на 30%".

Что будет с ценами и рынком в целом?

Эксперт подчеркнул, что, исходя из обстановки, которая сложилась из-за пандемии коронавируса, новая сделка оказалась более масштабная. Однако, несмотря на соглашение, быстрых результатов и стабилизации рынка в ближайшее время ждать не стоит, подчеркнул он.

"Ближайшие месяцы сделка нужна, чтобы исключить худший сценарий. То есть мы сокращаем объем добычи на 9,7 млн баррелей внутри ОПЕК+, где-то около 5 млн баррелей в сутки обещают сократить страны, не входящие в ОПЕК+. Это, прежде всего, США, Канада и еще ряд государств. И таким образом, мы отдаляем срок, когда переполнятся все хранилища. Если ничего не делать и добывать как сейчас, все эти лишние объемы пойдут в хранилища, в течение одного или полутора месяца хранилища переполнятся, и все это некуда будет девать. Добычу будут останавливать все. Нефть будет стоить нуль, будет никому не нужна. Ее даже некуда будет брать. Вот примерно такой негативный сценарий", – пояснил он.

 

Юшков отметил, что страны-экспортеры нефти идут на эту сделку, чтобы отсрочить переполнение хранилищ, с расчетом на то, что за это время возрастет объем потребления в Китае, пандемия коронавируса в Европе начнет идти на спад и европейцы тоже начнут наращивать потребление. Однако реальных положительных результатов сделки нужно ждать только к концу года.

 

"Только в долгосрочной перспективе, примерно к концу года, возможно, эта сделка поможет нам еще и цены поднять, потому что большую часть года мир будет проедать запасы, которые накопил. Причем накопил при условии низких цен на нефть. Поэтому цена в краткосрочной перспективе существенно не возрастет. Мы не увидим с июня или с мая цены в 50–60 долларов за баррель. Этого не будет из-за больших объемов нефти в хранилищах. Сначала мир будет ее использовать, и уже потом восстановится баланс спроса и предложения".

 

На ситуацию на нефтяном рынке будут влиять несколько факторов, отметил эксперт, в частности, темп восстановления спроса в Китае и Европе, уровень объемов потребления и насколько будет снижен уровень добычи у американских сланцевых компаний.

 

"Поэтому сделка довольно ситуативная. Постоянно будет происходить мониторинг того, что происходит на биржах, на рынках, как все восстанавливают спрос и насколько упала добыча. От этих факторов и их оценки будет зависеть, а как дальше будет проходить сделка", – пояснил Юшков.

Май и июнь – это самый тяжелый период как для экспортеров нефти, так и для всех остальных – такова ситуация в условиях пандемии коронавируса, добавил эксперт.

Источник: Baltnews.lv, 13.04.2020 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики