Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Митрахович назвал газовые требования Белоруссии обычным поведением покупателя

Митрахович назвал газовые требования Белоруссии обычным поведением покупателя

Белоруссия постоянно требует у России газовые премии, отмечает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович.

Белоруссия продолжает требовать скидку на газ

Президент Белоруссии Александр Лукашенко заметил, что Россия в качестве помощи его стране в период пандемии коронавируса могла бы снизить до мировой цену на газ.

Теперь Минск требует поставлять в Белоруссию газ за 80-90 долларов за тысячу кубов, а не за 127 долларов, как это выходит по долгосрочному контракту. Лукашенко также отметил, что его страна не требует у России денег, но просит не «драть последнюю шкуру». В виде последнего имеется в виду цена по долгосрочному контракту.

На самом деле этот спор между Москвой и Минском по ценам на нефть и газ носит вечный характер – требования скидки являются любимой риторикой как Лукашенко, так и белорусских чиновников. Только если раньше в Белоруссии ссылались к ценам в российской Смоленской области, то теперь это спотовые котировки в Евросоюзе.

Цены на газ действительно снизились в Европе и в мире, что сильно ударило по прибылям компании «Газпром», но требования Минска все равно являются необоснованными и чрезмерными.

«Газ Белоруссии нужен как для электрогенерации, так и для промышленности. Газ – это универсальное сырье, поэтому он может много, где использоваться. Это не только топливо, но и химическое сырье. Что касается мировых цен, о чем любят говорить наши белорусские партнеры, то их не существует. Они сегодня сильно различаются в разных регионах мира. В США они крайне низкие, в России – так же относительно низкие. В Евросоюзе они тоже низкие, но несколько выше, чем на внутреннем рынке США и России», - констатирует Митрахович.

Сегодня в мире период низких цен на газ, но это не означает, что они везде одинаковые, из-за чего данные претензии Белоруссии не являются состоятельными.

«Вопрос с том, с кем сравнивать. В Азии, например, цены долгое время были выше, чем в Евросоюзе, но на текущий момент азиатская премия сдулась. Вопрос в том, какие именно Лукашенко хочет цены. Если он хочет такие же цены, как на спотовом рынке ЕС, то это не то же самое, что долгосрочный контракт», - заключает Митрахович.

В рамках долгосрочных контрактов цены выше, чем на европейском спотовом рынке, поскольку они привязаны к нефти. Последняя сегодня упала, но здесь существует известный временной лаг.

«Та формула цены, которая используется для поставок газа в Белоруссию, является для Минска выгодной. Просто надо смотреть на процесс не в моменте, а как она развивается. Ведь не всегда газ является дешевым, не всегда дорогим, а иногда могут случиться коронавирусные ограничения на рынке», - резюмирует Митрахович.

Станислав Павлович полагает, что раз Лукашенко смотрит на спотовые цены в ЕС, то никто ему не мешает оттуда импортировать газ. Схожую риторику Минск выдерживал недавно по нефти, но это ничем не закончилось.

«Просто у Белоруссии реально нет других вариантов, кроме как импортировать газ из России, поэтому все эти жалобы смотрятся странно. Я думаю, что это отражение трений между нашими странами, причем в первую очередь по нефти. Данная дискуссия не закончилась, поэтому переносится и на газовую сферу», - заключает Митрахович.

Россия и Белоруссия договорятся

В Белоруссии любят использовать тему отношений с Россией в разной политической риторике – об этом не забыли даже в случае с коронавирусом. Все это говорит о том, что Минск сильно зависит от Москвы и от объема ее помощи.

Вряд ли Россия пойдет здесь на газовые уступки белорусам, поскольку они не являются обоснованными. Москва и Минск заключили долгосрочный контракт, условия которого были крайне выгодными для Белоруссии, поэтому в рамках газовых отношений они должны исходить из ранее заключенной нормативной базы.

«Все это является отражением нефтяных споров и проблем в сфере интеграции наших государств, где Москва и Минск пока не договорились. Настрой от этого перешел и на газовую сферу, а что касается самого президента Белоруссии, то на днях он раскритиковал новостные материалы российского Первого канала», - констатирует Митрахович.

Поэтому к такой риторике Минска в Москве давно привыкли. Это никак не влияет ни на качество наших двусторонних отношений, ни на реализацию их газового компонента.

«Перед нами совокупность целого ряда факторов, а так цены на газ в Европе некоторое время реально будут низкими, но Белоруссия не сможет купить там газ. Для этого ей нужна инфраструктура», - резюмирует Митрахович.

Как полагает эксперт, к такой риторике нужно относиться спокойно, хотя бы по той причине, что если убрать за скобки союзный характер отношений России и Белоруссии, то покупатель всегда ведет себя так.

«Это стандартная ситуация для рынка, а если брать российско-белорусский контекст, то проблема будет разрешена путем реанимирования союзного государства России и Белоруссии. Там уже будет совсем другой контекст. Еще не надо забывать про Евразийский союз. Здесь нефтегазовые вопросы пока изъяты, т.е. они не являются частью интеграционных процессов внутри ЕАЭС», - заключает Митрахович.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 13.04.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики