Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Между белорусскими властями и Газпромом могут возникнуть противоречия по механизму снижения цены на газ - эксперт

Между белорусскими властями и Газпромом могут возникнуть противоречия по механизму снижения цены на газ - эксперт

Между белорусскими властями и российским ПАО «Газпром» могут возникнуть противоречия по механизму снижения цены на поставляемый в республику газ. Об этом сказал ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков в комментарии агентству ПраймПресс.

Юшков отметил, что Беларуси выгодно просто снизить цену на газ до нынешних показателей на европейском спотовом рынке, а в идеале из текущих котировок вычесть еще и экспортную пошлину и закрепить такую цену как минимум на 2020 г. Газпром, скорее всего, предпочтет другой вариант - заключить с Беларусью стандартный коммерческий договор, как с европейскими компаниями.

«В этом случае цена на газ для Беларуси будет в 2020 г ниже текущих 127 долл за 1 тыс куб м. Цены на российский газ в Европе, вероятно, будут низкими и в 2021 г. Но будет риск, что если цены в Европе возрастут, то возрастет и цена для Беларуси», - сказал Юшков.

По его словам, на внешних рынках сейчас цены на российский газ ниже 100 долл за 1 тыс куб м. На спотовых площадках Европы газ сейчас стоит около 70-80 долл за 1 тыс куб м. Ближе к лету цены могут снизиться еще больше. «При этом цены низкие не только на спотовых рынках, но и по долгосрочным контрактам Газпрома опускаются ниже 100 долл за 1 тыс куб м. По некоторым данным, в марте цена российского газа в Европе составляла примерно 98-99 долл за 1 тыс куб м. Далее будут снижаться цены по контрактам Газпрома с нефтяной привязкой, так как там есть лаг в шесть-девять месяцев, а стоимость нефти стала падать с февраля уже довольно ощутимо», - сообщил Юшков.

Он отметил, что вопрос пересмотра цен на газ сейчас для Беларуси действительно актуален. При этом страна усиливает свою позицию в переговорах за счет того, что выступает по этому вопросу совместно с Арменией.

Как сообщалось, президент Беларуси Александр Лукашенко в ходе рабочей видеоконференции членов Высшего Евразийского экономического совета 14 апреля предложил в условиях пандемии коронавируса ускорить снижение цен на энергоресурсы и упростить порядок предоставления финансовой помощи в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Он хочет также оптимизировать цены и условия расчетов за энергоносители, прежде всего, природный газ. не дожидаясь ранее согласованного перехода к общим энергетическим рынкам в ЕАЭС с 2025 г.

Как сообщал 9 апреля министр энергетики Беларуси Виктор Каранкевич, Министерство энергетики Беларуси инициировало переговоры с российским ПАО «Газпром» о снижении цены на газ в 2020 г с учетом падения мировых цен на энергоресурсы. По его словам, в качестве одного из механизмов пересмотра предложена возможность покупки определенных объемов газа на биржевых площадках по конкурентным ценам. По действующему соглашению, Беларусь получает российский газ в 2020 г по 127 долл за 1 тыс куб м. При этом Лукашенко заявлял, что в нынешних условиях цена на российский газ для республики должна составлять 40-45 долл за 1 тыс куб м с учетом логистики.

Источник: ПраймПресс, 15.04.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики