Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Ожидается, что правительство скорее отсрочит госпрограммы, чем урежет “социалку”

Ожидается, что правительство скорее отсрочит госпрограммы, чем урежет “социалку”

Культурно-политический журнал “Э-Вести” продолжает публиковать серию бесед с ведущими аналитиками России, которые могут помочь нашим читателям разобраться в непростой ситуации, связанной с экономическими последствиями нового коронавируса.

Сегодня Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков делится с нами своим видением ситуации на нефтяном рынке и, как следствие, говорит о будущем социальных программ на фоне снижения поступлений от углеводородов в бюджет.

2020 год – один из самых неудачных годов для российской нефтегазовой сферы, – говорит эксперт. – Газовая отрасль и до коронавируса переживала не самый хороший год работы на европейском рынке. 

В прошлом году все рассчитывали на то, что произойдёт срыв транзита газа через Украину, поэтому Газпром и европейские компании закачивали много газа в подземные хранилища Европы. Это делалось в ожидании, что в январе транзит прервётся. Но в итоге транзит был продолжен.

В дополнение к этому как в Европе, так и в Азии была очень тёплая зима. Европейцы вышли из отопительного сезона фактически с полными хранилищами газа. В этом году они будут выкупать газа гораздо меньше, чем в прошлом.

Плюс 2019 год был рекордным по объёму ввода заводов по выпуску сжиженного газа (СПГ). Теперь весь этот газ хлынул на рынок. На всех рынках и Азии, и Европы наблюдается переизбыток газа, поэтому цены на газ будут низкими весь 2020 год. На спотовом рынке газа он уже сейчас стоит $70-80 за тысячу кубов, а на спотовых рынках Газпрома с нефтяной привязкой (у компании много таких контрактов с европейцами) цена тоже довольно низкая, но она ещё больше упадёт, когда сработает та самая нефтяная привязка. В контрактах с нефтяной привязкой, как правило, изменение цены отражается через 6-9 месяцев.

Мы видим падение цен на нефть, и соглашение ОПЕК+ приводит нас к тому, что мы будем добывать в мае-июне на 1.8 миллионов баррелей в сутки меньше в соответствии с нашей квотой. Потом мы чуть-чуть увеличим добычу, а дальше ОПЕК+ будет действовать по ситуации – смотреть, как быстро будет восстанавливаться спрос в Китае и Европе.

Получается, что мы и будем производить меньшие объёмы нефти, меньше её экспортировать, и стоимость этой нефти будет низкой. Соглашение ОПЕК+ не призвано поднять цены, оно призвано спасти нас от ещё больших проблем: если не сократить объём производства, то все нефтяные хранилища в мире через месяц-полтора переполнятся. Уже сейчас приходят сигналы о том, что на Ближнем Востоке и в США хранилища переполнены и не принимают нефть. Сделка, таким образом, позволяет отсрочить дату переполнения хранилища. Все рассчитывают на то, что к некоей дате спрос в Китае, Европе и других странах восстановится, баланс спроса и предложения сойдётся, и мы не увидим перепроизводства – переполнения хранилищ.

А цена нефти будет низкой до конца года. Пока что цены не будут меняться, потому что уже много нефти закачано в хранилища, и эта закачка продолжается – сделка ОПЕК+ начнёт действовать только с 1 апреля, когда хранилища будут близки к переполнению. Причём нефть туда закачивается по низким ценам. Весь остальной год, даже если мы вернёмся к нормальному потреблению, цена будет сдерживаться тем, что в хранилищах много дешёвой нефти. Потребитель всегда будет смотреть, что ему взять – нефть с низкими ценами из хранилища, или по новым ценам с рынка. Поэтому пока мы тот резерв не потратим, цены существенно не вырастут. В конце года она может подрасти ($40-45 за баррель – это будет очень хороший показатель), но это будет зависеть от того, как будет восстанавливаться спрос.

В целом, поступления в бюджет от нефтегазовой отрасли в 2020 году будут гораздо меньше, чем в предыдущие годы, потому что все наши сборы с компаний учитывают ситуацию на мировом рынке. У нас сейчас экспортная пошлина на май упала чуть ли не до $8 за тонну В прошлом месяце, когда её считали на апрель, она была $52 за тонну, а в начале года она была порядка $90 за тонну. Поэтому при цене $10-20 экспортная пошлина будет близка к нулю, и налог на добычу полезных ископаемых тоже будет снижен.

С точки зрения бюджета, недополученный доход в 2020 году будет компенсироваться из Фонда Национального Благосостояния (ФНБ), и в этом плане последний действительно спасает Россию. Пока мы будем жить за счёт ФНБ, но не известно сколько. Раньше Минфин говорил о том, что мы три года можем жить с помощью ФНБ при цене нефти $25, но не было ситуации с коронавирусом и у нас не было карантина…

Тем не менее, я уверен, что Фонд будут распечатывать, потому что сейчас наше руководство будет настаивать на том, чтобы социальные расходы не урезались в свете внесения поправок в Конституцию. Вполне возможно, что сейчас будут отложены расходы по национальным проектам, таким как строительство порта в Арктике, даже оборонные программы, которые граждане не чувствуют ежеминутно.

Я считаю, что секверст расходов пойдёт именно в эту сторону. Может быть, что-то и не урежут, но перенесут на последующие периоды, 2021-2022 годы. В 2021 году посмотрим, что будет, но вероятно, что новый бюджет будет приниматься с сильно урезанными расходами.

Автор: Наталья Гопаненко

Источник: Э Вести, 16.04.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики