Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Почему нефтепереработке не хватает инвестиций

Почему нефтепереработке не хватает инвестиций

Состояние и перспективы нефтеперерабатывающей отрасли обсуждались в ходе состоявшегося в Санкт-Петербурге международного форума «ТЭК». К нему оказалось приуроченным исследование российского Фонда национальной энергетической безопасности по тенденциям в переработке энергосырья. Основные выводы упомянутых форума и исследования схожие.

А именно: отечественный рынок нефтеперерабатывающих технологий пока «обделен» капиталовложениями из-за прежней ориентации на вывоз нефтяного сырья и его полуфабрикатов. А экспорт сырья окупает инвестиции в добычу намного быстрее в сравнении с окупаемостью инвестиций в переработку нефтяного сырья. Поэтому в объеме производства нефтепродуктов 15,2% — доля бензина, а мазута — по-прежнему треть, хотя в развитых странах и странах — членах ОПЕК доля бензина в производстве нефтепродуктов — более 35%.

На этой ситуации, как и на рентабельности капвложений в переработку, сказывается и то, что основные НПЗ существенно удалены от добывающих районов (часто — на расстояние в 1500 км и более). Высокие же затраты по внутренним перевозкам нефти снижают рентабельность отрасли. Поэтому нефтяной комплекс страны ориентируется прежде всего на экспорт сырья, особенно это характерно для приграничных месторождений. Да и сеть магистральных трубопроводов сориентирована еще с 1970-х годов, опять-таки на экспорт.

Эти факторы привели к тому, что глубина нефтепереработки в России ныне 72%. Хотя в индустриальных странах — 90–95%, в регионе ОПЕК — 85–90, в Белоруссии, Азербайджане, Казахстане, Туркмении, Узбекистане — минимум 75%.

По данным генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, «средний возраст оборудования в нашей нефтепереработке — около 40 лет. А нефтяные компании неохотно вкладываются в переработку: своих денег жаль, кредиты в РФ, как правило, в 14–15% годовых против 4–5% на Западе. Нефтеэкспортные же деньги в основном уходят на непомерные дивиденды. Это усгубляет технологическую отсталость». Нужно, по словам К.Симонова, чтобы государство даже принуждало уменьшать выплаты дивидендов и вкладываться в R&D (исследование и развитие). Может, потребуются законодательные нормы: глубина переработки — не менее стольких-то процентов, дивиденды — максимум столько-то.

Схожее мнение у завкафедрой «Химия и технология нефти и газа» Тюменского нефтегазового университета профессора Ромена Магарила: «Если бы Россия экспортировала не нефть, а продукты ее переработки, то при тех же „нефтесырьевых“ доходах объем экспорта сократился бы вдвое. Но это невозможно: качество отечественных нефтепродуктов сильно отстает от уровня развитых стран». Как отметил ученый, «хотя правительство утвердило топливный техрегламент, предполагающий переход к 2012 году к горючему европейского уровня, это требует громадных инвестиций (свыше $20 млрд в текущих ценах. — Прим. ред.), которых пока никто не делает».

А по перспективам инвестирования в развитие НПЗ мнения разделились. Губернаторы многих субъектов Федерации полагают, что целесообразнее сперва реконструировать действующие заводы. Так, по мнению Олега Бетина, губернатора Тамбовской области, «наверное, в России выгоднее проводить модернизацию действующих производств, чем строить в чистом поле что-то новое».

Автор: Алексей Чичкин

Источник: Российская газета, 06.04.2010


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики