Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > И. Юшков: Апрель станет критическим для нефтяной промышленности России

И. Юшков: Апрель станет критическим для нефтяной промышленности России

В среду, 1 апреля, истёк срок сделки Организации стран-экспортеров (ОПЕК+) по сокращению добычи нефти. Соглашение было заключено в 2016 году и позволяло удерживать цены на уровне не ниже 50 долларов за баррель. С момента объявления о развале сделки и на фоне падения спроса из-за пандемии нефтяные цены рухнули более чем вдвое, а российская Urals упала до уровня 1999 года.

Ситуация с коронавирусом и развал сделки ОПЕК+ не сулят ничего хорошего для нефтяной промышленности стран, которые в неё входили. Такое мнение в беседе с ИА «Новороссия» высказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета Игорь Юшков.

«Апрель, видимо, станет наиболее проблемным месяцем для российских нефтяников. В первый день месяца цена на нефть Urals упала ниже $10 за баррель. Причин здесь несколько. Во-первых, это, конечно же, гигантское перепроизводство нефти, потому что Европа снижает объём потребления нефти из-за карантинных мер, связанных с коронавирусом. Китай делал тоже самое, но потребление пока не восстановил. К тому же, соглашение ОПЕК+ разорвано. Все страны, которые в нём участвовали, с 1 апреля могут увеличивать объём производства, и пока непонятно, насколько каждая из них будет это делать. Вроде бы, Саудовская Аравия намерена наращивать объём добычи. Раньше они говорили, что увеличат на 3 млн баррелей, но возникает вопрос, куда они её денут, потому что сейчас перепроизводство идёт в хранилища — как в наземные, так и в танкеры. Всё это будет храниться, поэтому потребители запасаются дешёвой нефтью.

 

Соответсвенно, всё идёт на рынок Европы, цены там низкие. Проблема заключается ещё и в том, что экспортная пошлина на апрель была посчитана за период с середины февраля по середину марта. Экспортная пошлина была посчитана в период высоких цен. $47 за баррель — это средняя цена на период, который брался в расчёт для высчитывания экспортной пошлины с 1 апреля. Получается, что на баррель сейчас экспортная пошлина составляет около $7. Поэтому здесь и возникает сложность — у нас довольно высокая экспортная пошлина. Я думаю, что, скорее всего, у нас второй квартал будет довольно тяжёлым — цены будут низкие, потому что перепроизводство будет сохраняться. Эта история с коронавирусом сыграла очень негативную роль — сейчас предложение существенно превышает спрос.

 

Перепроизводство оценивается в объеме 15-20 млн баррелей в сутки лишней нефти, она идёт во всевозможные хранилища. Когда они будут заполнены, тогда встанет вопрос об остановке производства нефти в ряде стран, потому что она физически не будет никому нужна. За месяц-полтора будет происходить восстановление спроса в Китае. КНР сейчас тоже будет забивать свои хранилища по максимуму, потому что столь дешёвой нефти может в будущем и не быть. С другой стороны, ему важно быстро восстановить потребление, оправляясь от коронавируса», — высказал своё мнение собеседник агентства.

Главное проблемой для нефтяников остаётся перепроизводство, которое приведёт к сокращению рабочих мест, — продолжает эксперт. На этом фоне даже Соединенные Штаты осознали, что от развала сделки ОПЕК+ не выиграл никто.

 

«Европейцы, наверное, ещё месяц будут в зоне довольно сильного карантина, и потребление там, наверное, увеличиваться не будет. Однако вскоре будет понятно, насколько их потребление упало, и сколько они будут потреблять к началу июня. Американцы, видимо, будут сокращать объём производства на сланцевых проектах, потому что ни один сланцевый проект при ценах в $20-25 за баррель не рентабелен — может возникнуть вопрос об остановке производства.

 

Трамп понял, что дешёвая нефть — это не только дешёвый бензин и блага для потребителя, но и остановка сланцевых проектов. Это значит, что будут тысячи безработных, потому что в США очень много людей работает на нефтегазовую отрасль — более десяти миллионов человек, и на сланцы сейчас приходится 60% добычи всей американской нефти. Если она будет останавливаться, то это тысячи безработных. За счёт добычи сланцевой нефти и её экспорта, датировалась добыча сланцевого газа. Соответственно, без сланцевой нефти не будет таких объёмов производства сланцевого газа, его добыча снизится, цена на внутреннем рынке газа возрастёт, а из более дорогого газа будет получаться более дорогое электричество. Дешёвое электричество — это залог новой индустриализации США, которую пропагандировал Трамп. Поэтому сейчас он и засуетился. Американский президент понял, что от ценовой войны между Россией и Саудовской Аравией могут пострадать Соединённые Штаты. Теперь он пытается принудить Россию и Саудовскую Аравию опять договариваться по объемам производства», — подчеркнул Игорь Юшков.

Америка оказалась в очень затруднительном положении – её не устраивают цены на нефть. Поэтому, вполне вероятно, что США обдумывают введение дополнительных санкций против России, — отметил специалист.

«Для США сейчас важно каким-то образом вернуть сделку ОПЕК+ чтобы смягчить ситуацию и повысить цены. Поэтому Трамп и звонит с аудитом России, призывает их опять вернуться в сделку. Однако, в реальности, даже если бы сделка была в условиях квот первого квартала и плюс ещё 1,5 млн баррелей сокращения объёмов добычи, на которых настаивала Саудовская Аравия, это сейчас бы не помогло рынку. Мы бы видели сверхнизкие цены, может быть не $15, а $20-25. Это не спасло бы американских сланцевиков, для которых выгодна цена $40 за баррель. При $50 американская сланцевая добыча уже не росла, поэтому в условиях коронавируса, карантина, перепроизводства и падения потребления даже договорённость ОПЕК+ не спасла бы США.

 

Штаты испытывают очень высокий соблазн запретить всем покупку российской нефти. Поэтому Роснефть боится, что против неё введут санкции, уберут около 5 млн баррелей экспорта в сутки и устроят принудительную ребалансировку. Поэтому Роснефть и избавилась от венесуэльских активов — для нас это тоже дополнительные риски. Всем приходится туго.

 

Я думаю, что договориться мы ни о чем до июня, наверное, не сможем: все будут ждать восстановления спроса в Китае, а ближе к лету и в Европе, а также сокращения добычи сланцевых проектов в США. Если стороны договорятся в рамках соглашения ОПЕК+, то восстановление цены во втором полугодии пойдёт быстрее», — резюмировал Игорь Юшков.

Источник: ИА «Новороссия», 03.04.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики