Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Юшков призвал Украину готовиться к новым реалиям «транзитной жизни» после 2025 года

Юшков призвал Украину готовиться к новым реалиям «транзитной жизни» после 2025 года

Украине придется оптимизировать свою газотранспортную систему (ГТС) после окончания контракта на транзит газа с «Газпромом» в 2025 году. Об этом Федеральному агентству новостей заявил эксперта Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков, комментируя заявление гендиректора оператора газотранспортной системы Украины Сергея Макогона об угрозе остановки транзита российского газа через пять лет.

Транзит под угрозой

В интервью изданию РБК Сергей Макогон сообщил, что российский газовый концерн после окончания пятилетнего контракта в 2025 году прекратит экспорт газа через Украину, так как к этому времени завершит строительство газопроводов в обход Украины.

 

«Очевидно, что если «Газпром» достроит «Северный поток — 2», то мощности украинской ГТС станут избыточными для него. Я не вижу причин для «Газпрома» продлевать транзит газа через Украину после 2025 года, хотя наши тарифы на транзит абсолютно конкурентные», — убежден топ-менеджер.

 

Кроме того, запуск «Турецкого потока» по дну Черного моря в начале 2020 года лишил украинскую ГТС порядка 15 млрд куб. м годового транзита, который раньше шел в Турцию, Болгарию и Грецию.

 

«Сейчас по южному направлению мы транспортируем газ только для Румынии и Молдовы», — пояснил Макогон.

 

Через север выгоднее

Аналитик в сфере энергетики Игорь Юшков заметил, что логика в отказе «Газпрома» от украинского транзита есть. По его словам, помимо всевозможных политических противоречий и крайне негативного отношения сторон друг к другу, к такому сценарию могут может привести экономическая выгода транспортировки газа через через северные маршруты.

 

«У нас сейчас вся добыча уходит на север — на месторождение Бованенковское. Она сейчас основная ресурсная база газа. Если мы посмотрим на карту, то будет видно, что северный маршрут более предпочтителен. Протяженность маршрута от Ямала до Германии гораздо меньше через «Северный поток — 1» и «Северный поток — 2»», — выразил мнение Юшков в беседе с ФАН.

 

Кроме того, когда на Украине говорят о конкурентных тарифах для «Газпрома», то тут за экспорт газа в Европу приходится платить «Нафтогазу» или новому оператору украинской ГТС, а это другие компании.

 

«В случае с «Северным потоком — 1» и «Северным потоком — 2» «Газпром» платит себе. Он платит своим дочерним компаниям, чтобы транспортировать газ от Ямала до территории России. Весь морской участок «Северного потока — 1» и весь пакет акций «Северного потока – 2» принадлежит «Газпрому». Только на территории Германии начинаются этапы, когда он платит ГТС других структур», — сказал собеседник ФАН.

 

Новые газовые реалии после 2025

По словам аналитика, уже сейчас украинская ГТС не модернизируется, и какой уровень износа у нее будет после 2025 года, никто сказать не берется. Это еще один аргумент в пользу отказа «Газпрома» от «украинского коридора» после окончания контракта.

 

«Украине следовало бы готовиться к новым реалиям транзитной жизни, а именно приходить к некой оптимизации ГТС и убирать излишние мощности. Понятно, что 200 млрд кубов через Украину никто качать не будет. Им нужно оптимизировать трубы, то есть с европейцами и «Газпромом» обсудить вопрос, в какие страны он [«Газпром»] готов периодически прокачивать газ транзитом через Украину. Эти трубы они оставят, а все остальное разбирают и не будут тратить силы на поддержание их технического состояния», — добавил он.

 

Напомним, что Российская Федерация и Украина в декабре 2019 года подписали пакет соглашений о продолжении транзита российского газа через Украину в Европу сроком на пять лет. Согласно договоренностям, «Газпром» гарантирует прокачку 65 млрд кубометров газа в первый год и по 40 млрд — в последующие. 

Автор: Денис Рассказов

Источник: ФАН, 29.04.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики