Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нефть Саудовской Аравии начала вторжение в Белоруссию

Нефть Саудовской Аравии начала вторжение в Белоруссию

Смогут ли арабы серьезно потеснить Россию на землях Лукашенко?

Белоруссия приобрела первую партию нефти у национальной нефтяной компании Саудовской Аравии Saudi Aramco. Об этом сообщил информагентству БЕЛТА пресс-секретарь концерна «Белнефтехим» Александр Тищенко.

«Это 80 тыс. т. Ожидаем танкер с нефтью в Клайпедском порту 11 мая», — рассказал он.

Дальнейшие планы сотрудничества с саудовской компанией Александр Тищенко комментировать отказался.

Кроме поставки из Саудовской Аравии, в мае Белоруссия получит российскую нефть в объеме 1,13 млн. тонн, однако работа с альтернативными источниками, добавил пресс-секретарь «Белнефтехима», продолжится.

«Объемы будут определяться, исходя из конъюнктуры внутреннего и внешнего рынков», — сказал Александр Тищенко.

Он также напомнил, что в апреле Белоруссия получила около 2 млн. тонн нефти: 1,56 млн. тонн — это российские поставки по трубе и железнодорожным транспортом, остальное — танкерные поставки и собственная добыча. 

Белоруссия традиционно закупала нефть в России, однако из-за ценового конфликта в конце прошлого года политика Минска изменилась. В результате, Минск приобрел нефть в Азербайджане, кроме того, планируется закупить партию в Польше.

В начале года нефть в Белоруссию из России поставляли только предприятия группы «Сафмар». В апреле крупнейшие российские компании поставки возобновили. По словам белорусского премьер-министра Сергея Румаса, стоимость барреля российской нефти около $ 4.

Сейчас нефтеперерабатывающие заводы Белоруссии загружены почти на 100%, и в Минске не скрывают, что воспользовались ситуацией со снижением цен на нефть

Президент Белоруссии Александр Лукашенко еще в начале апреля поручил закупить нефтепродукты про запас.

«Надо мобилизоваться, надо знать, сколько сможем хранить в хозяйствах топлива, сколько на базах — в районах, областях. Надо купить нефтепродукты и заполнить хранилища», — заявил он.

По мнению ведущего аналитика Фонда национальной энергетической безопасности, эксперта Финансового университета при правительстве РФ Игоря Юшкова, если в Минске считают диверсификацию поставок стратегической задачей, то это их право.

— Но это все равно будет дороже, чем прямые поставки из России по нефтепроводу «Дружба».

Даже то, что мы видим сейчас — это половинчатая диверсификация, потому что, например, в январе они заявили, что купили партию норвежской нефти. А в итоге в данных статистики за январь и февраль никакой норвежской нефти не фиксируется.

То есть, скорее всего, это была своповая поставка, когда компания Total, работающая на месторождении в Норвегии, отдала какой-то российской компании танкер своей нефти в Северном море, а российская компания отдала танкер своей в Балтийском море. В итоге они (Белоруссия — ред.) все равно получили российский Urals. Довольно странная диверсификация получается, когда покупают российскую нефть, но у международных посредников, трейдеров, приплачивая им за это деньги, да еще оплачивая доставку через альтернативные маршруты.

Сейчас в Минске говорят, что хотят закупать российскую нефть по трубопроводу «Дружба» из Польши. Это наиболее оптимальный с точки зрения маршрут, но непонятно, зачем это делать. Это ровно то, что делала Украина с газом: покупала и покупает российский газ у европейских трейдеров с виртуальной реверсной поставкой. То же хочет делать и Белоруссия. С точки зрения экономики, это убытки по сравнению с российскими поставками. С точки зрения политики, возможно, они пытаются надавить. Но сколько уже длится нефтяной спор, а ни к чему не приводит.

Белорусы делают много попыток поиграть в диверсификацию, хотя реально никакой диверсификации пока не видим, рычаги давления не работают. Однако и отказаться от попыток давления Батька не может, иначе потеряет лицо.

«СП»: — Многие эксперты говорят о демпинге со стороны Саудовской Аравии. Можно ли говорить о «выдавливании» России с белорусского рынка?

— В принципе, да. Они продолжают это делать, дают скидки, но сейчас аренда танкеров очень высокая. И в основном скидка съедается пока танкер идет от Саудовской Аравии до потребителя. Но даже если при этом цена будет ниже, то стоимость доставки через, например, Клайпеду довольно высокая, потому что надо оплачивать перевалку в порту, потом доставку по железной дороге и в итоге выходит довольно большая надбавка.

Думаю, что на входе в НПЗ это будет дороже, чем российская поставка, потому что наши компании продают непосредственно на НПЗ. Как минимум, на стоимость доставки саудовская нефть будет дороже.

Доцент кафедры международной коммерции Высшей школы корпоративного управления (ВШКУ) РАНХиГС Тамара Сафонова также не видит особых перспектив для альтернативных поставок нефти в Белоруссию.

— Нефть Саудовской Аравии могла выйти на белорусский рынок, когда ее котировки опустились ниже российской нефти на фоне максимального снижения спроса в период пандемии коронавируса. Для увеличения доли на европейских рынках Саудовская Аравия сейчас предлагает большие дисконты. Однако в долгосрочной перспективе поставки нефти из Саудовской Аравии в Белоруссию вряд ли смогут стать постоянными. Стоимость транспортировки и фрахта, качественные характеристики саудовской нефти, существующая нестабильная конъюнктура мировых цен на нефть — все это окажет влияние и наверняка продиктует выбор российской нефти для загрузки белорусских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ).

Руководитель проекта по оптимизации энергозатрат Anselm Максим Канищев:

— В краткосрочной перспективе, возможно, с учетом низкой стоимости арабской нефти это будет дешевле. Но с точки зрения долгосрочных поставок — экономически нецелесообразно. К тому же, по составу арабская нефть отличается от российской. Это дополнительные работы и затраты по перестройке технологии и наладке режимов.

Автор: София Сачивко

Источник: Свободная пресса, 01.05.2020 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики