Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Юшков рассказал, чем грозит "Северному потоку-2" отказ в иммунитете к газовой директиве ЕС

Юшков рассказал, чем грозит "Северному потоку-2" отказ в иммунитете к газовой директиве ЕС

Газовая директива Евросоюза превратится для российской стороны в условные санкции, рассказал ФБА "Экономика сегодня" ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков

Федеральное сетевое агентство ФРГ (BNA) намерено отклонить заявку Nord Stream 2 AG на освобождение проекта строительства трубопровода "Северный поток-2" от требований обновленной газовой директивы Европейского союза. Окончательное решение по этому вопросу будет принято после рассмотрения всех замечаний от заинтересованных сторон, которые должны быть направлены до 8 мая 2020 года. Такое сообщение сделало издание Handelsblatt со ссылкой на проект решения ведомства.

“В последнее время вопрос о функционировании “Северного потока-1” и “Северного потока-2” становится весьма актуальным. Недавно Европейский союз ввел поправки в газовую директиву, или, по-другому, третий энергетический пакет ЕС, которые распространяют ее действие на морские газопроводы. Правила, установленные данным документом, начинают действовать в 12 милях от берега Германии. Последний такой участок как раз касается российских газопроводов”, - комментирует эксперт.

В этом случае основная сложность для российского “Газпрома” заключается в том, что по правилам третьего энергетического пакета поставщик не должен владеть трубой и может передать управление независимому оператору или вовсе ее продать.

“Помимо этого существует и другая проблема - согласно установленным Европейским союзом правилам, один поставщик не имеет права загружать более 50% мощности трубы. То есть по двум газопроводам вместо 55 млрд кубометров на каждую трубу получится загрузить только по 27 млрд кубометров. И получается, что в итоге российская сторона вместо двух газопроводов на 110 млрд может получить как будто один на 54 млрд.

Поэтому возникает достаточно большая проблема, которую “Газпрому” придется решить и доказать, что третий энергопакет нельзя применять к морским газопроводам, или добиться исключения для своих проектов от Европейского союза, так как ограничения противоречат логике законодательства”, - рассказывает эксперт.

Игорь Юшков отмечает, что газовая директива ЕС по факту является антимонопольным комплексом законов, которые призваны развивать конкуренцию.

“Ограничения по объемам вводятся на тот случай, если придет еще какой-то поставщик. По мнению Европейского союза, места должно хватить всем, чтобы на выходе из трубы у потребителя была возможность выбора. Но в 12 милях от берега на морском дне не может появиться альтернативный поставщик, так как на территории Российской Федерации, именно на входе в трубу, только один “Газпром” имеет право экспортировать трубопроводный газ.

В связи с этим меры, которые пытается внедрить Евросоюз, можно рассматривать как очередные санкции против России. Ведь в законодательстве Европейского союза прописано, что там, где не может возникнуть конкуренция вследствие применения, нужно давать исключения для поставщика. Согласно этой норме, российская компания должна получить послабление, так же как и проекты других стран. Например, исключение еще на моменте заявления о строительстве получил газопровод Азербайджана TANAP, который уходит в Европу, а также газопровод Baltic Pipe из Норвегии в Польшу”, - объясняет эксперт.

Игорь Юшков напоминает, что на примере работы магистрального газопровода между Российской Федерацией и Германией, проходящего по дну Балтийского моря и являющегося морской частью одной из веток системы газопроводов Ямал-Европа, видно иное.

“Эта система на территории Германии расходится на две части: OPAL и NEL. Последняя получила исключение из третьего энергопакета сразу после окончания строительства. При этом труба OPAL, которая идет транзитом через Германию и приходит в Австрию, много лет испытывает проблемы из-за ограничений. В этом случае также альтернативный поставщик претендовать на нее не может, но правила газовой директивы на нее распространяются”, - отметил собеседник агентства.

Что будет с “Северным потоком-2”

Игорь Юшков предполагает, что дальнейшая судьба “Северного потока-2” будет чем-то похожа на судьбу газопровода OPAL, так как после окончания строительства российская сторона будет прорабатывать меры по получению исключений из-под норм третьего энергопакета.

“Я думаю, что немецкий регулятор отказывается давать законные послабления Российской Федерации из-за невыгодности привлечения внимания к проекту “Северный поток-2”. Сейчас все стороны должны переключиться на главную задачу - закончить строительство магистрального газопровода, не дожидаясь ввода каких-то официальных санкций от Европейского союза. Напомню, что в последнее время против российского газопровода действуют только санкции Соединенных Штатов Америки”, - добавил Юшков.

Эксперт подчеркивает, что немецкая сторона таким образом пытается избежать нового скандала вокруг “Северного потока-2” и не привлекать внимания Соединенных Штатов.

“Строительство газопровода должно прийти к финалу спокойно. Тем более что краново-монтажное трубоукладочное судно “Академик Черский” уже прошло Датские проливы и входит в Балтийское море. Как только подготовка и строительство участка трубы закончатся, стороны вернутся за стол переговоров и начнут обсуждать правила использования достроенного газопровода. А сейчас в рамках стратегии успокоения немецкий регулятор не идет навстречу российской стороне.

Третий энергопакет регулирует правила использования готовой инфраструктуры, а не ее строительство. Поэтому отказ в иммунитете к газовой директиве Европейского союза никак не скажется на сроках окончания указанного проекта”, - резюмировал эксперт.

Автор: Александра Мельник

Источник: Экономика сегодня, 01.05.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики