Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Северный поток — 2» не останется полупустым, рассказали эксперты-энергетики

«Северный поток — 2» не останется полупустым, рассказали эксперты-энергетики

Федеральное сетевое агентство ФРГ собирается отклонить заявку на освобождение «Северного потока — 2» (СП-2) из-под требований обновленной газовой директивы Евросоюза, сообщает немецкая газета Handelsblatt. Причиной отказа может стать то, что газопровод не был завершен до мая 2019 года, даты принятия самой директивы. Пока окончательное решение не принято, и стороны должны представить свою аргументацию в немецкое агентство. Если СП-2 не будет предоставлено исключение, то Россия сможет заполнять трубопровод лишь на половину.

Останется ли газопровод, проходящий по дну Балтики, после ввода в эксплуатацию полупустым, «Вечерняя Москва» спросила у специалистов в области энергетики.

Методы обхода газовой директивы ЕС

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ), преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович отметил, что существует несколько вариантов вывода СП-2 из-под ограничений европейской газовой директивы.

— Была предпринята попытка вывести «Северный поток — 2» из-под действия обновленной газовой директивы Евросоюза по упрощенной схеме, апеллируя к тому, что проект реализовывался до мая 2019 года. Есть другие механизмы. «Северный поток — 2» можно вывести из-под директивы через согласие на то страны, где труба впервые выходит на сушу, то есть Германии, — сказал он.

Альтернативными методами могли бы быть учреждение компании, которая будет транзитировать газ по 12-мильному морскому участку «Северного потока — 2», или же создание виртуального газового хаба в Балтийском море.

— В конце концов можно вообще продавать газ еще на выходе из России. Тогда он будет транзитироваться не как газ компании «Газпром», а как транзитный, — уточнил эксперт.

Замгендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов тоже обратил внимание на то, что предполагаемое решение немецкого агентства касается лишь одного из вариантов выведения СП-2 из-под действия Третьего энергетического пакета (ТЭП) ЕС.

— В данных поправках есть ряд обстоятельств, которые позволяют в том числе немецкому регулятору дать СП-2 исключение из-под норм Третьего энергопакета. Сами нормы европейского права подразумевают большее количество вариантов, которые позволяют СП-2 быть загруженным на 100 процентов, — сказал он.

Говорить о том, что СП-2 будут как-то ограничивать еще рано по двум причинам. Во-первых, сообщения Handelblatt не подтверждены официальными властями Германии. Во-вторых, сам «Северный поток — 2» еще не достроен, уточнил Фролов.

Опыт «Северного-потока — 1»

Еще одним ответом на вопрос, как обойти ограничения ЕС, может быть опыт «Северного потока — 1» (СП-1).

— Мы можем вспомнить опыт «Северного потока — 1», который долгое время не мог быть загружен на полную мощность. В последние два года он загружается более чем на 100 процентов номинальной мощности: не на 55, а на 58,5 миллиарда кубометров газа в год, — пояснил эксперт.

Получение уступок по первому газопроводу стало результатом долгой и упорной работы Газпрома и европейских чиновников.

— Как говорил мне газпромовский представитель, работавший над выдачей разрешения СП-1, «не надо рассматривать нормы Третьего энергопакета как враждебный акт по отношению к РФ, нужно рассматривать их с точки зрения возможностей. При грамотной работе ограничения можно обойти, — сказал Фролов.

Главным аргументом, позволившим запустить «Северный поток — 1» на полную мощность, было то, что в Европе попросту не нашлось поставщиков, которые могли бы заполнить остальные 50 процентов трубы.

— Эту практику можно распространить и на СП-2. Таких мощностей ни у кого в регионе нет, кроме Газпрома, — подчеркнул специалист.

Учитывая эти факторы, Станислав Митрахович предположил, что в конечном счете и «Северный поток — 1», и «Северный поток — 2» будут выведены на полную мощность. Главная задача сейчас — физически достроить сам газопровод. Пока прокладка оставшегося 100-километрового участка приторможена американскими санкциями.

Автор: Камран Гасанов

Источник: Вечерняя Москва, 02.05.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики