Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Падение спроса привело к заморозке некоторых проектов по сжижению газа

Падение спроса привело к заморозке некоторых проектов по сжижению газа

Рынок сжиженного природного газа (СПГ) переживает тяжелейший кризис, который может и не столь заметен окружающим, как нефтяной, но не менее глобален. Для самой динамично развивающейся отрасли ТЭК сейчас, наверное, самые худшие времена за всю ее сравнительно недолгую историю. У российских проектов по сжижению газа есть некоторые преимущества перед конкурентами, но и их положение тоже достаточно сложное.

Падение спроса и минимальные цены на СПГ уже привели к заморозке некоторых амбициозных проектов по сжижению газа, например, в Катаре - мирового лидера по производству СПГ. При этом уже почти построенные заводы, в первую очередь в США, которых немало, по-видимому, войдут в строй, что еще больше увеличит перекос баланса спроса и предложения в сторону последнего.

Российский лидер по производству СПГ и запланированным к запуску проектам по сжижению газа "Новатэк" пока лишь отложил до конца 2020 года ввод в строй последней - 4 очереди завода "Ямал СПГ" мощностью 0,9 млн тонн в год и допустил перенос пуска на 2024 год "Обского СПГ" мощностью 4,8 млн тонн. Самый крупный из ближайших проектов - "Арктик СПГ-2" мощностью 19,8 млн тонн в год, компания откладывать пока не намерена.

"От низких цен страдают абсолютно все экспортеры. После того, как упали цены на нефть, даже старые поставщики в Азию по контрактам с нефтяной привязкой вынуждены продавать СПГ по ценам, которые близки к многолетним минимумам", - рассказал замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

К "старым" поставщикам, уже окупившим большую часть капвложений, можно отнести российский "Сахалин-2" , который работает с 2009 года. У этого проекта есть еще одно весьма важное преимущество - близость к рынку сбыта. Основными потребителями его продукции являются страны АТР, в первую очередь, Япония. Кроме того, цены на СПГ в Азии, как правило бывают выше, чем в Европе. Хотя сейчас сложилась обратная ситуация. Новые же мощности по сжижению газа в США, Африке, да и наш "Ямал СПГ", вводились в большей степени с расчетом на европейский рынок.

"Положение поставщиков СПГ с новых проектов, которые были запущены в последние 5 лет, просто катастрофическое. Они продают газ ниже себестоимости. И существенно ниже", - сказал Алексей Гривач. Он пояснил, что в апреле себестоимость американского СПГ в Мексиканском заливе без стоимости доставки до рынка превышала 180 долларов за тыс. кубометров, а цены на хабах в северо-западной Европе были около 80 долларов. В Азии - около 70 долларов, а в Великобритании 50-60 долларов. Таким образом, убытки поставщика, который продавал американский СПГ на споте (быстрый контракт) составляли от 150 долларов при поставке, например, в Нидерланды, до 180 долларов при поставке в Великобританию или Китай. При этом эксперт подчеркнул, что непосредственно СПГ-заводы в США получали от своих клиентов фиксированную ставку за сжижение (в среднем около 108 долларов за тыс. кубометров) и, следовательно, в накладе не остались. То есть в этом случае основные потери несли именно продавцы сжиженного природного газа.

Российский сжиженный газ с завода "Ямал СПГ", который также относится к новым производствам, может похвастаться относительно низкой себестоимостью, что позволяет ему выигрывать конкурентную борьбу, например, у того же продукта из США, но не более. Как отметил Алексей Гривач, проблемы есть у всех - и у австралийцев, и у нашего "Ямал СПГ". Может только не такие серьезные, как у поставщиков американского газа. "К примеру, "Новатэк" впервые за пять лет показал квартальный убыток (по итогам первых трех месяцев 2020 года). И это следствие, прежде всего, падения цен на СПГ", - подчеркнул Гривач.

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 04.05.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики