Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нефть уходит с порога катастрофы и остается заложником коронавируса

Нефть уходит с порога катастрофы и остается заложником коронавируса

Прогноз ОПЕК показывает, что ситуация с потреблением нефти в мире лучше, чем это казалось, полагает руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов.

Ситуация по нефти относительно стабильна

Майский прогноз ОПЕК демонстрирует, что среднее падение спроса на нефть в мире за 2020 год составит 9,07 млн баррелей, что на 2,23 млн выше прошлого прогноза данной международной организации.

В 2020 году дневное потребление нефти превысило отметку в 100 млн баррелей в сутки, а в этом году впервые с кризиса 2008-2009 годов спрос на сырье снизился. Причиной этого стали карантинные ограничения в Китае, США и в экономиках всех ведущих государств мира, включая Россию.

Благодаря этому цены на нефть остаются на границе рентабельности, но после заключения соглашения ОПЕК+ больше не демонстрируют тенденций к паническому падению до критических величин.

«Пока еще рано говорить о том, насколько сильно упадет спрос на нефть по итогам 2020 года. Другое дело, что многие аналитические структуры, включая ОПЕК и экспертов данного картеля, делают свои прогнозы, но скорее это ориентир, целеуказание для стран этой организации, а не точная оценка. Просто лучше иметь, чем не иметь прогнозы по развитию дел на нефтяном рынке», - констатирует Перов.

Конечный спрос в 2020 году будет зависеть от того, как продолжит развиваться ситуация с коронавирусом, поскольку пока ничего не ясно. Страны начинают снижать свои ограничения, но это вызвано проблемами экономики.

Например, ученые говорят о том, что пока ни одна страна мира не может рассчитывать на выработку коллективного иммунитета, поэтому миру осенью будет угрожать вторая волна пандемии.

«В вопросе нефти важны не абсолютные цифры, а относительные. Интересна тенденция, что ОПЕК повысил прогноз. Это говорит, что в картеле сегодня преобладают позитивные ожидания», - заключает Перов.

Впрочем, это мало коррелирует с последними событиями на мировом нефтяном рынке, когда ряд стран картеля, включая Саудовскую Аравию, в одностороннем порядке снизили объемы своей добычи.

«Вряд ли ОПЕК здесь попадет в яблочко, но при рассмотрении ситуации важна тенденция. Я бы тоже не стал бы занимать пессимистичную позицию, поскольку еще месяц назад на рынке господствовали апокалиптические ожидания. Разговор шел о снижении потребления на 20 млн баррелей в сутки и о том, что мир к моменту выхода из пандемии коронавируса накопит огромные запасы нефти, которые будет негде складировать. Соответственно, какое-то время планета должна была жить тем, чтобы потреблять данные резервы», - резюмирует Перов.

Александр Валентинович отмечает, что обо всем этом можно долго говорить, но пока худшие прогнозы не оправдываются, пусть сама ситуация на рынке не носит радужного характера. При таком раскладе мир не скоро подойдет к значениям, которые были в мировой экономике в январе-феврале 2020 года.

«Десятипроцентное снижение в условиях того кризиса, с которым сегодня столкнулся мир – это более-менее оптимистичный результат. Что же касается конкретных прогнозов, то их сложно делать. Сейчас говорят, что будет вторая и даже третья волны распространения коронавируса», - констатирует Перов.

По мнению эксперта, на сегодняшний день нельзя прогнозировать развитие ситуации, а можно только, как ОПЕК, делать оценочные прогнозы по современному состоянию дел на мировом рынке.

«Здесь есть смысл давать ориентир о том, ухудшились или не ухудшились ожидания экспертного сообщества по развитию ситуации на рынке нефти», - заключает Перов.

Многое зависит от переговоров России и Саудовской Аравии

После того как случился коронавирус, а экономики развитых государств были парализованы, больших разговоров про нефтяные котировки даже не идет. То, что они держатся в районе 30 долларов за баррель – это позитивный результат, поскольку такие цены позволяют выдерживать долгосрочное планирование.

Главным вопросом является соотношение спроса и предложения – сможет ли оно выправиться после тех ограничений, которые были подписаны в рамках ОПЕК+, или коронавирус продолжит дестабилизировать ситуацию.

«В соглашении ОПЕК+ прописаны жесткие ограничения, из-за чего оно нам очень тяжело далось. По этой причине дальнейшего углубления договоренностей по снижению добычи я не ожидаю. Просто наша страна вряд ли физически это сможет сделать – достаточно вспомнить то сопротивление и ту негативную реакцию, с которыми нефтяники встретили заключение данного соглашения», - резюмирует Перов.

Эксперт также обратил внимание на сегодняшние переговоры главы Минэнерго РФ Александра Новака с саудовским коллегой по ситуации на нефтяном рынке и выразил на этот счет опасения.

«Я не уверен до конца, но опасаюсь, что саудиты могут нам опять предъявлять претензии, что Россия недостаточно сильно сокращает добычу нефти. Мы уже проходили через эту историю и прекрасно помним, чем она завершилась, хотя здесь, конечно, нужно знать предмет переговоров. А так надо отметить, что Саудовская Аравия пошла на добровольное дополнительное сокращение добычи нефти», - констатирует Перов.

Саудиты не стали реализовывать свои угрозы по увеличению добычи и пошли в сторону ее сокращения, но Эр-Рияд в этих вопросах чрезвычайно переменчив.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 13.05.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики