Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Решение ФРГ по газовой директиве для "Северного потока-2" РФ оспорит по трем направлениям

Решение ФРГ по газовой директиве для "Северного потока-2" РФ оспорит по трем направлениям

Отказ регулятора ФРГ освободить "Северный поток-2" от газовой директивы ЕС Россия оспорит в судах как несправедливое и дискриминационное. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал заместитель гендиректора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

Федеральное сетевое агентство ФРГ официально отказало в выводе российско-германского газопровода "Северный поток-2" из-под правил обновленной Газовой директивы ЕС. Предварительное решение сопровождается комментарием, что для освобождения проекта от требований он должен был быть завершен до 23 мая 2019 года. Газовая директива подразумевает распространение норм третьего энергопакета ЕС на морские газопроводы.

Эти правила обязывают оператора резервировать до 50% мощностей газовой магистрали для прокачки газа от альтернативных поставщиков. "Северный поток-2" – прямой трубопровод, прокладываемый по дну Балтийского моря из российской Усть-Луги до побережья Германии. Никаких альтернативных поставщиков, которые даже теоретически могли бы хотеть качать газ по этой магистрали, быть не может – она строится для продаж российского газа на немецком хабе.

"Решение регулятора ФРГ было ожидаемым хотя бы потому, что обновленная газовая директива в принципе изначально была принята, - отмечает Гривач. – Ее специально писали и утверждали для применения к строящемуся российскому трубопроводу. Говорить о справедливости этого документа даже не приходится – оно просто абсурдно и на ровном месте выписывает ограничение для поставок газа по новой магистрали. У немецкого сетевого агентства были альтернативы вынесенному решению.

К примеру, регулятор мог учесть, что подводный участок газопровода у побережья Германии был построен до оговоренного 23 мая 2019 года, что де-юре отвечает требованиям газовой директивы ЕС. Но, похоже, проявить подобную политическую смелость ни немецкий регулятор, ни Берлин сейчас не в состоянии. Слишком велико давление в рамках существующей геополитической парадигмы. И теперь вокруг газопровода начнется масштабная юридическая "возня".

Слово за судами ЕС

Оператор "Северного потока-2" Nord Stream 2 AG указывала, что понятие "завершение проекта" следует рассматривать шире, нежели с точки зрения строительно-технических процессов. Компания полагает, что надо учитывать обстоятельство, что к моменту вступления в силу обновленной директивы уже были сделаны миллиардные инвестиции на условиях прежней правовой ситуации. Этот аргумент немецкий регулятор отверг. И указал, что намерен руководствоваться лишь "строительно-техническим пониманием" термина "завершение проекта".

Примечательно, что хотя поправки в газовую директиву вступили в силу, поспешность их утверждения уже создала правовую коллизию в Европе. Большинство государств Евросоюза просто не успело включить их в свои национальные законодательства. А значит, есть возможности оспорить весь пакет обновления директивы юридически.

Существуют и другие варианты изменить ситуацию – к примеру, опротестовать решение регулятора ФРГ в Высшем земельный суд в Дюссельдорфе. В Nord Stream 2 AG уже заявили, что не согласны с решением немецкого регулятора, а значит, иски не заставят себя долго ждать.

"Теперь все будет зависеть от того, какую линию поведения выберет оператор проекта. Можно оспорить решение регулятора или поправки в целом. Как вариант – доказать, что новые правила дискриминационные и используются целенаправленно против российско-немецкого проекта. Также широкие возможности открывает перспектива оспаривания изменения правил игры в процессе реализации проекта.

Когда "Северный поток-2" обсуждался, действовали одни правила, потом для блокировки проекта приняли другие. Но не учли позиции инвесторов – в газопровод вложены миллиарды евро крупных европейских компаний. В целом можно говорить, что судебные процессы вокруг проекта будут долгими. И не исключено, что оператор развернет борьбу сразу по нескольким направлениям в разных инстанциях", - подчеркивает Гривач.

Проект намеренно блокируют

Доработанная Газовая директива была согласована в рекордные сроки в начале 2019 года – такой скорости разработки и утверждения законов в ЕС никогда не видели. Еврокомиссия утверждает, что обновленные правила будут распространяться на все проекты морских газопроводов. Однако этот же орган не скрывал, что третий энергопакет и поправки в директиву внедрялись лишь для расширения возможностей административного нерыночного контроля со стороны Брюсселя над российским экспортом газа в Евросоюз.

Сейчас в ЕС строится несколько внутренних морских газопроводов – к примеру, по дну Балтийского моря тянут Baltic Pipe – трубопровод из Польши в Данию до Норвегии. Никто не сомневается, что он в итоге получит освобождение от применения правил третьего энергопакета. Иначе смысла работать вполовину мощности у магистрали просто нет, она станет нерентабельна. Однако именно в эти рамки 50-процентного лимита загоняют "Северный поток-2".

"Обновленная газовая директива утверждалась в отношении одного конкретного проекта, что явно противоречит обязательствам Евросоюза в рамках Договора об энергетической хартии. Намеренно введены ограничения для проекта, в который уже вложены миллиарды долларов – это нарушение целого ряда европейских законов. При этом сам процесс имплементации и правоприменения новых правил вообще непонятны.

Так что к Еврокомиссии и газовому регулятору ФРГ в суде будет поставлено много. Обновленная газовая директива нарушила базовые правила европейской правовой системы. И как на это взглянут "беспристрастные" суды ЕС, нам еще предстоит наблюдать", - заключает Алексей Гривач.

Автор: Максим Бут

Источник: Экономика сегодня, 15.05.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики