Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Роснефть» хочет поделиться убытками

«Роснефть» хочет поделиться убытками

«Роснефть» предлагает правительству снизить тарифы на транспортировку нефти и нефтепродуктов в 2−2,5 раза. В компании мотивируют тем, что такие тарифы действовали в 2008 году, когда цены на нефть соответствовали нынешним.

В конце апреля глава «Роснефти» Игорь Сечин написал письмо и.о. премьер-министра Андрею Белоусову. Он попросил снизить тарифы на транспортировку нефти и нефтепродуктов по системе «Транснефти» и РЖД до уровня декабря 2008 года. Документ оказался в распоряжении агентства РБК.

«Диспаритет в уровне тарифов относительно реалий нефтяного рынка стал очевиден», — говорится в письме Игоря Сечина. Глава «Роснефти» указал на то, что рублевые котировки нефти марки Urals в апреле 2020 года (1160 руб. за баррель) стали сопоставимы с ценами в декабре 2008 года (1080 руб. за баррель) «При этом сравнение транспортных тарифов (апрель 2020 года к декабрю 2008 года) показывает, что тарифы за это же время увеличились в 2,5 раза для услуг „Транснефти“ (с 822 до 2094 руб. за 1 т) и в два раза для услуг РЖД (с 1253 до 2523 руб. за 1 т)», — говорится в письме к и.о. премьер-министра. Игорь Сечин предложил, чтобы Андрей Белоусов поддержал снижение тарифов и оно бы действовало на все время соглашения ОПЕК+ по сокращению добычи — до мая 2022 года. 

Как замечает РБК, на майском совещании у президента Игорь Сечин заявил, что из-за падения цен на нефть и роста тарифов «Транснефти» расходы компании на транспорт составляют до 32% от стоимости нефти. В то же время советник президента «Транснефти» Игорь Демин назвал расчеты экспертов ошибочными: «Сейчас доля транспортного тарифа в цене нефти — в среднем 13,4%».

Кроме того, представитель трубопроводной госкомпании заметил, что в 2008 году не учитывались будущие вложения «Транснефти» в строительство нефтепроводов, которые активно использует «Роснефть»: ВСТО в Китай, Заполярье — Пурпе, а также порта Козьмино. «Даже у похудевшей коровы никто не ломает кости, чтобы прокормиться в кризис», — заметил советник президента «Транснефти».

Старший директор группы по природным ресурсам и сырьевым товарам Fitch Дмитрий Маринченко заметил РБК, что «Роснефть» использует некорректные цифры, так как компания при расчетах использовала цены на нефть в апреле, когда они упали до минимума в $ 16 за баррель, хотя в мае поднялись уже до $ 30.

Эксперт добавил, что с 2008 года накопленная инфляция в России составила около 110%, то есть цены выросли в 2,1 раза. Аналитик агентства АКРА Василий Танурков, в свою очередь, полагает, что, если правительство примет решение снизить тарифы на транспортировку нефти по трубопроводу и железной дороге на два года, оно будет субсидировать всю нефтяную отрасль: эти тарифы нельзя снизить только для подконтрольных государству компаний, придется снижать их и для таких частных компаний, как «Лукойл».

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков считает, что ожидать снижения тарифов не стоит. «Весь российский бизнес видит, что государство готово выделять средства на поддержание экономики в период преодоления последствий коронавируса. Нефтяники демонстрируют очевидные потери от существенного падения цен на мировом рынке. Поэтому они предлагают предоставить им разные виды помощи. Для „Роснефти“ это шанс не только получить улучшение экономических условий, но и ударить по своим аппаратным конкурентам, — говорит эксперт. — Не секрет, что у Сечина и Токарева (президента „Транснефти“) есть открытый аппаратный конфликт». 

По мнению Игоря Юшкова, если «Роснефти» удастся снизить тарифы на транспортировку нефти, тогда «Транснефть» сократит свою выручку и ей, возможно, придется брать кредиты на исполнение инвестиционной программы и выплату дивидендов. «Транснефть» уже начала ответные действия, заявив, что в стоимости нефти, продаваемой «Роснефтью», услуги транспортировки составляют только 13%. Поэтому «Роснефти» вряд ли удастся получить снижение тарифов на транспортировку нефти по нефтепроводам. Все-таки аргумент «Транснефти» о том, что тариф не зависит от рыночной ситуации крайне убедителен. И президент России вряд ли удовлетворит просьбу «Роснефти», ведь тогда логично было бы поднимать тарифы на транспортировку во времена высоких цен на нефть, как заявляла «Транснефть». А этого не происходит. Так что ожидать снижения тарифов Транснефти и РЖД на транспортировку нефти не стоит», — резюмировал ведущий аналитик ФНЭБ.

Источник: EADaily, 15.05.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики