Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Аналитик объяснил отказ ФРГ освободить «Северный поток-2» от газовой директивы ЕС

Аналитик объяснил отказ ФРГ освободить «Северный поток-2» от газовой директивы ЕС

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков в эфире НСН пояснил, что Германия не могла пойти навстречу России во избежание конфликтов с Евросоюзом.

В ФРГ отказались освободить «Северный поток-2» от регулирования в территориальных водах Германии. Немецкий регулятор отклонил заявку оператора Nord Stream 2 AG об освобождении строительства трубопровода от требований Газовой директивы Евросоюза.

Эксперт Финансового университета при правительстве России, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков в интервью НСН объяснил действие представителей Германии, которые ранее защищали интересы «Северного потока-2».

«Немцы сделали, что могли. Но история еще не закончилась. "Газпром" будет подавать апелляции. Но, тем не менее, когда Еврокомиссия, буквально открыто выступая против России, распространила действие третьего энергопакета на газопроводы, чего раньше не было. Все понимали, что в море конкуренции возникнуть не может. Германия все равно отстаивала интересы "Северного потока-2", свои интересы тоже, и приняла постановление, что, если газопровод будет достроен до 23 мая, тогда на него это регулирование распространяться не будет. И тогда это было реальной помощью, потому что планировалось достроить "Северный поток-2" до конца 2019 года. Потом были введены санкции со стороны США, и в итоге до 23 мая достроить не успели. И еще раз отсрочить эту даты Германия уже не могла, иначе ее бы обвинили в коррупционной составляющей данного процесса. Конечно, я думаю, что оператор "Северного потока-2" Nord Stream 2 AG мог бы попытаться опротестовать данное решение на основании того, что все-таки газовая директива – это комплекс антимонопольных законов. Они признаны развивать конкуренцию. Какая может возникнуть конкуренция на дне моря в 12 милях от берега Германии, совершенно непонятно. И в самом законодательстве ЕС прописано, что, если конкуренция возникнуть не может, значит к трубе нельзя применять третий энергопакет, нужно давать исключение из правила. Поэтому я думаю, что «Газпром» будет и дальше добиваться в судах не применения третьего энергопакета к морскому газопроводу. На деле, мы все прекрасно понимаем, что ни к одному другому проекту газовые директивы в таком виде не используют, везде предоставляются исключения из-под норм третьего энергопакета – для Азербайджана, Прибалтики. То есть, по сути, этот закон действует против России. Это никакое не развитие конкуренции, а просто дискриминация одного из поставщиков», – объясняет он.

Эксперт также рассказал, какие есть варианты для полной загрузки «Северного потока-2», если «Газпрому» так и не удастся добиться снятия регулирования.

«Даже если "Газпрому" не удастся получить эти исключения, под эти правила все равно можно подстроиться. Для этого участок в 12 миль в акватории Германии нужно будет передать в управление независимому оператору, для этого даже собственность можно не менять. И в этой точке, либо на входе в трубу еще на российской территории, половину поставляемого по трубе газа продавать уже сразу клиентам, которые сейчас получают газ, как правило, на территории Австрии. Можно перенести точку сдачи и приемки на российскую территорию. Так получится, что выполняются требования загрузки газопроводом не больше пятидесяти процентов мощности одним только поставщиком. Получается, 27,5 миллиардов кубов будет поставлять "Газпром", а остальные 27,5 уже потребители газа, просто они еще в России будут его получать. То есть в принципе варианты полной загрузки "Северного потока-2" существуют, даже в случае, если Газпрому не удастся получить исключений из-под норм третьего энергопакета», – рассказывает специалист НСН.

Ранее Польша заявила о намерении арестовать активы «Северного потока-2».

Автор: Татьяна Ладяева

Источник: НСН, 15.05.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики