Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Полтрубы: «Северному потоку — 2» не дали обойти Газовую директиву ЕС

Полтрубы: «Северному потоку — 2» не дали обойти Газовую директиву ЕС

Германия отказалась исключить «Северный поток - 2» из Газовой директивы

«Газпром» не успел достроить трубопровод к назначенному год назад сроку и теперь будет вынужден допустить к эксплуатации «Северного потока — 2» альтернативных поставщиков. Такое решение вынес немецкий регулятор. Оператор газового проекта, компания Nord Stream 2 AG, не исключает обжалования решения в суде.

Федеральное сетевое агентство ФРГ отказало компании Nord Stream 2 AG в выведении проекта «Северного потока - 2» из-под правил Газовой директивы Евросоюза. Об этом сообщается в опубликованном в пятницу 15 мая решении регулятора. 

В немецком агентстве отмечают, что Nord Stream 2 AG не сумело своевременно достроить газопровод к назначенной дате — 23 мая прошлого года. А этот срок был необходимым условием для выведения трубопровода из-под правил Газовой директивы. Полный текст решения регулятора будет опубликован позднее.

Обновленная Газовая директива ЕС в частности подразумевает, что после завершения строительства трубы «Газпром» сможет использовать только 50% ее мощностей. На остальные могут претендовать альтернативные поставщики газа, не зависимые от основного поставщика, то есть от «Газпрома».

Фактически был готов к эксплуатации

Ранее Nord Stream 2 AG обратилась к немецкому регулятору с просьбой об освобождение части «Северного потока - 2», пролегающей в территориальных водах Германии, от регулирования.

В компании ответили, что на дату 23 мая 2019 года трубопровод фактически был завершен с точки зрения экономической функциональности, поэтому под действие европейской директивы он не попадает.

«На основании действующей в то время правовой базы компания осуществила безвозвратные инвестиции в размере миллиардов евро задолго до того, как ЕК объявила о своем плане по изменению Газовой директивы. Международные правовые эксперты подтвердили, что сужение определения «завершение проекта» до заключения о физическом строительстве газопровода нарушит защиту законных ожиданий и других фундаментальных прав в законодательстве ЕС», — подчеркивается в пресс-релизе компании-оператора проекта.

То есть, Nord Stream 2 AG аргументировала свою позицию тем, что понятие «завершение проекта» следует рассматривать шире. Не просто как строительно-технический процесс.Следует также учитывать, отмечала компания, что к моменту вступления в ЕС новых правил уже были сделаны миллиардные инвестиции с учетом прежней правовой ситуации.

Как пояснил «Газете. Ru» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков, весь проект по строительству «Свереного потока - 2» оценивает в 9,6 млрд евро, из них половину инвестировали европейские партнеры «Газпрома».

Но как сообщала 1 мая газета Handelsblatt, этот аргумент немецкое агентство также отвергло. Оно отталкивалось от «строительно-технического понимания» термина «завершение проекта». «Об экономически-функциональном понимании не может быть речи», — цитировало издание заявление агентства.

Тогда мы идем в суд

Не исключено, что Nord Stream 2 AG подаст протест на решение регулятора в Высший земельный суд в Дюссельдорфе. Немецкий судебный орган в свою очередь может перенаправить жалобу в Европейский суд, поскольку Германия является членом ЕС. Ранее власти ФРГ подчеркивали, что если и будут вводить контрмеры против российского газопровода, то лишь с согласия ЕС.

Дискуссия по этому поводу возникла после того, как строительство российского газопровода было приостановлено из-за введенных США в декабре 2019 года санкций против подрядчиков газопровода.

Правительство Германии заявило тогда, что не будет действовать в унисон с США, так придерживаются мнения, что такие меры не приносят пользы. «Правительство не будет инициировать обсуждение ответных мер, дипломатических санкций», — заявили власти ФРГ.

Напомним, строительство российского газопровода «Северный поток - 2» было приостановлено из-за введенных США в декабре 2019 года санкций против подрядчиков газопровода. В ответ президент Владимир Путин заявил в январе 2020 года, что газопровод будет достроен российскими силами. Но срок ввода газопровода пришлось сместить.

«Северный поток - 2» предполагает строительство по дну Балтийского моря двух ниток газопровода от побережья России до Германии.

Сейчас достроено около 93% трубопровода — уложено более 2,3 тыс. км труб из 2,46 тыс. км.

Всего в СП - 2 включены две нитки газопровода суммарной мощностью 55 млрд кубометров газа в год. Проект интернациональный — в Европе партнерами «Газпрома» по строительству выступают немецкие Uniper и Wintershall, австрийская OMV, французская Engie и англо-голландская компания Shell.

Кроме США еще ряд государств, в частности Украина, Литва, Латвия, Польша, выступают против проекта.

Украина при этом опасается потерять доходы от транзита российского газа, а США не скрывают, что заинтересованы в продвижении на еврорынки своего сжиженного природного газа.

Германия и Австрия склонны считать «Северный поток - 2» коммерческим проектом, без политической подоплеки.

Решение германского регулятора не освобождать «СП - 2» от требований Газовой директивы внушает беспокойство. Об этом заявил в пятницу в ответ на запрос корреспондента ТАСС глава комитета Бундестага ФРГ по вопросам экономики и энергетики Клаус Эрнст.

«Меня, как и прежде, тревожит, что нормативные предпосылки для такого крупного проекта как «Северный поток - 2» в очередной раз существенно изменяются незадолго до ввода в эксплуатацию», - сказал он.

По его мнению, такие изменения «обесценивают вложенные инвестиции».

Если у компании Nord Stream 2 AG не получится оспорить решение немецкого регулятора, то «Газпром» не сможет загружать трубопровод целиком — на 55 млрд кубов газа в год. «А половины мощности, то есть, 27,5 млрд кубов будет маловато для обеспечения газом всех заинтересованных потребителей в ЕС, хотя с каждым годом потребление газа в Европе снижается», — поясняет Юшков.

Причем «Газпром» хотел бы уйти от поставок газа через Украину. Действующий контракт между РФ и Украиной на 2020 год предлагает прокачку в ЕС 65 млрд кубов газа, а в 2021-2024 годы договор с Украиной предполагает поставки по 40 млрд кубов. «То есть, мощности СП - 2 вполне хватило бы для покрытия всех потребностей европейских потребителей, украинский маршрут был бы ее нужен, учитывая, что никто не запрещал прокачку в Европу газа через две нитки по ранее построенному «Северному потоку», — заключает эксперт, добавляя, что если Газовая директива ЕС будет исполняться, то поиск компромисса с Украиной неизбежен.

Автор: Рустем Фаляхов

Источник: Газета.Ru, 15.05.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики