Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Есть еще четыре варианта обхода "Северным потоком–2" газовой директивы ЕС – эксперт

Есть еще четыре варианта обхода "Северным потоком–2" газовой директивы ЕС – эксперт

С учетом поддержки Германии и того, что поправки к газовой директиве ЕС, принятые в 2019 году, носили компромиссный характер, в конечном итоге "Северный поток–2" удастся использовать на полную или почти полную мощность, считает Станислав Митрахович.

Федеральное сетевое агентство Германии отказалось освободить "Северный поток–2" из-под требований газовой директивы Евросоюза. Эксперт Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ), преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович рассказал Baltnews, какие еще у России есть способы вывести "Северный поток–2" из-под газовой директивы ЕС.

"Надо понимать, что были разные варианты того, как вывести "Северный поток–2" из газовой директивы ЕС. Тот вариант, который был отвергнут регулятором Германии, был самым простым. Но это не значит, что вообще в принципе другие варианты невозможны – отказались лишь от наиболее простого варианта", – пояснил он.

Например, "Газпром" может создать отдельную компанию, в которой он будет просто акционером, который имеет право управлять конечным участком "Северного потока–2" или вообще всем "Северным потоком–2", считает эксперт.

"Соответственно, там уже не будет необходимости, чтобы "Газпром" платил этой транспортирующей мощностью. Например, "Газпром" может на аукционах по бронированию мощностей вот у этой компании выкупать мощности ему необходимые", – сообщил Митрахович.

Второй вариант, по словам эксперта, заключается в создании виртуального хаба в Балтийском море.

"Есть и третий вариант. Например, можно продавать газ на выходе из России сразу каким-то европейским покупателям. Скажем, какая-нибудь европейская компания будет покупать газ еще в России, то есть пока этот газ еще не пошел в "Северный поток–2". И дальше по "Северному потоку–2" идет уже транзит газа, принадлежащего этой компании", – добавил эксперт.

Также Россия может использовать и четвертый вариант, согласно которому транспортировать газ будет не "Газпром", а другая российская компания.

"Можно в России изменить законодательство и разрешать другим компаниям, кроме "Газпрома" заниматься трубопроводным экспортом. И тогда какая-нибудь другая компания будет транспортировать газ. Да, это потребует реформы российского законодательства, но все это возможно", – сообщил Митрахович.

Он подчеркнул, что все эти варианты подразумеваются тем компромиссным форматом поправок к газовой директиве, которые были приняты в прошлом году.

"То, что сейчас не сработал простой вариант вывода из-под регулирования Третьего энергопакета, не значит, что этого нельзя будет сделать с помощью более сложных процедур", – отметил эксперт.

Поправки 2019 года

Он также рассказал, что поправки к Газовой директиве ЕС в 2019 году были приняты в компромиссном формате, благодаря влиятельности Германии в Совете ЕС.

"Дело в том, что в прошлом году принимались поправки к директиве ЕС. Их инициировали Европейский парламент, Европейская комиссия, то есть та часть евробюрократии, в которой очень сильны позиции оппонентов проекта. Германия была за проект, но ее позиции сильны в другом органе ЕС, который называется "Совет Европейского союза" – важный институт ЕС, который в частности принимает решение по санкциям. С учетом позиции Германии в Совете ЕС, он не пропустил в газовую директиву такие поправки, которые были бы для ФРГ неприемлемы", – добавил Митрахович.

По его словам, за счет того, что Германия могла тормозить ненужные ей решения в Совете ЕС, она смогла в итоге добиться компромиссного решения.

"Компромиссное решение предполагает, что страна, в которую входит государство извне ЕС, имеет право ее в том или ином варианте выводить из антимонопольного регулирования. Да, с учетом согласования с европейской бюрократией, но она имеет право вывести эту трубу. Вот в чем хитрость", – рассказал Митрахович.

Эксперт выразил уверенность, что в конечном счете "Северный поток–2" удастся использовать на полную или почти полную мощность.

"С учетом поддержки Германии, с учетом того, что поправки к газовой директиве ЕС, принятые в 2019 году, носили компромиссный характер, я думаю, в конечном итоге "Северный поток–2" удастся использовать на полную или почти полную мощность. Пока главное – это его физически достроить", – заключил Митрахович.

Источник: Baltnews.ee, 15.05.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики