Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Немецкий регулятор не освободил «Северный поток — 2» от соблюдения норм Газовой директивы ЕС

Немецкий регулятор не освободил «Северный поток — 2» от соблюдения норм Газовой директивы ЕС

«Северный поток — 2» должен соблюдать энергетические требования Евросоюза, решило Федеральное сетевое агентство Германии. Что это значит на практике и не помешает ли реализации проекта?

Немецкий регулятор не стал освобождать «Северный поток — 2» от соблюдения требований Газовой директивы ЕС. Решение Федерального сетевого агентства Германии распространяет на «Северный поток — 2» все нормы европейского законодательства.

Теперь «Газпром» не может быть одновременно и поставщиком газа, и оператором трубопровода. Кроме того, половина мощности «Северного потока — 2» должна быть отдана независимым производителям, притом что проект реализуется на средства российского концерна.

Раньше правительство Германии старалось защитить проект, в том числе и лично канцлер Ангела Меркель. Но немецкий регулятор решил иначе. Ситуацию комментирует немецкий политолог Александр Рар:

«Сейчас ощущение такое, что часть Европы хочет отказаться, и не только отказаться, а воюет с российским газом. Это новое явление, и в этом замешана, конечно, политика. Экологические лоббисты, их очень много, они очень влиятельные, они пытаются вообще заставить все правительства Европы полностью выйти из употребления нефти, угля и газа. И коронавирус дает всем уникальный шанс сосредоточиться на обновляемых источниках. И тут тоже выясняется, что есть страны, которые не хотят отказываться от газа. А в некоторых странах, в том числе и под давлением Партии зеленых в Германии, действительно идет очень большая работа над тем, чтобы только возобновляемые источники существовали в Европе».

Действие европейских норм распространяется лишь на небольшой участок трубы в территориальных водах Германии. Понятно, что в Балтийском море в 12 милях от берега вряд ли найдутся независимые поставщики газа. Само требование абсурдно. Но формально его можно выполнить, если половину «Северного потока — 2» загрузить еще на российской стороне газом, не принадлежащим «Газпрому».

Независимые производители газа, «Новатэк» и «Роснефть», давно пытаются получить доступ к экспортной трубе. «Газпром» против: в обмен на монополию на поставки в Европу трубопроводного газа концерн проводит газификацию российских регионов, тех самых, куда независимые свой газ не поставляют.

С «Новатэком» вообще вышла интересная история. Как говорил в конце прошлого года глава Минэнерго Александр Новак, проект «Ямал СПГ», наполовину принадлежащий «Новатэку» Леонида Михельсона, поставляет в Европу 13 млн тонн сжиженного природного газа, то есть конкурирует там с «Газпромом», отмечает генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов:

«С точки зрения государственной стратегии этот вопрос очень важный и очевидный: зачем государство поощряет поставки частного сжиженного газа на ту часть мирового рынка, где уже присутствует государственная компания с трубопроводным газом? Когда «Ямал СПГ» начинали, Путин четко говорил: только чтобы ваш газ не оказался на европейском рынке. Михельсон говорил: нет, нет, конечно, его там не будет. А он оказался, и в очень больших количествах. Производство СПГ фактически субсидируется государством, известно, что экспорт СПГ не облагается 30-процентной экспортной пошлиной. Плюс «Новатэк» получает различные дотации от государства, инфраструктуру. То есть это вопрос стратегический, он очень внятный, очевидный, но просто его предпочитают по политическим мотивам не задавать».

Требование разделить поставщика газа и оператора трубопровода, наверное, тоже можно выполнить формально. К примеру, отдать во внешнее управление 12-мильный участок «Северного потока — 2» в немецких территориальных водах.

Да и вообще, история первого трубопровода по дну Балтийского моря показывает, что, несмотря на строгие требования законодательства ЕС, работать с европейцами можно. Ситуацию комментирует заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов:

«И на «Северный поток — 1» распространялись ограничения, не на сам газопровод, а на его продолжение на территории Европейского союза, на газопровод Opal, в котором 18 млрд кубов из 36 приходилось резервировать для неких иных поставщиков, которым, разумеется, неоткуда было в регионе взяться. И это сподвигло газпромовских специалистов и европейских чиновников провести совместную работу по уточнению и совершенствованию европейского законодательства, которое позволило на данном этапе более чем на 100% загружать «Северный поток — 1».

У «Газпрома» и его «дочки», компании Nord Stream 2 AG, есть месяц, чтобы обжаловать решение регулятора. Кроме того, в Еврокомиссии уже заявили, что «Северный поток — 2» имеет право вновь запросить у немецких властей изъятия проекта из Третьего энергопакета ЕС по другой процедуре. То есть решение в любом случае не окончательное.

Источник: BFM.RU, 15.05.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики