Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Армения разыграет белорусский сценарий для получения выгодных условий поставки газа из РФ

Армения разыграет белорусский сценарий для получения выгодных условий поставки газа из РФ

Скорейшее формирование общего газового рынка внутри ЕАЭС позволило бы установить единую стоимость газа для стран-участниц, рассказал ФБА "Экономика сегодня" ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

Премьер-министр Армении Никол Пашинян в ходе транслировавшейся онлайн пресс-конференции заявил, что вопрос формирования общего газового рынка внутри Евразийского экономического союза (ЕАЭС) является единственной нерешенной проблемой интеграционного объединения, в связи с чем он надеется на его решение в ближайшем будущем. Пашинян также подчеркнул, что стратегия развития ЕАЭС согласована всеми участниками организации, но остаются принципы, как этот рынок должен быть сформирован.

“Вероятнее всего предложение, поступившее от Армении по поводу снижения стоимости сырья по действующему контракту с российским “Газпромом”, было отклонено. Поэтому в Ереване решили предложить иной вариант, который позволил бы изменить цены для страны на газ”, - комментирует эксперт.

В марте 2020 года Армения обратилась к российскому «Газпрому» с просьбой начать переговоры о снижении цены на газ. Об этом говорится в сообщении, опубликованном на сайте армянского правительства. Вице-премьер Мгер Григорян объяснил эту меру ухудшением социально-экономической ситуации в связи с распространением коронавирусной инфекции и сокращением объемов потребления энергоресурсов. Однако официального ответа от российской транснациональной энергетической компании, более 50 % акций которой принадлежит государству, еще не последовало.

Ранее в марте скидку на российский газ получила Болгария. Условия контракта позволяют снизить стоимость газа для болгарских потребителей на 40%.

“Сейчас цена для Армении на границе составляет приблизительно $150 за тысячу кубометров. Ереван выступал с предложением сделать скидку параллельно с белорусской стороной, которая приобретает российский газ за $127 за тысячу кубометров. Страны практически синхронно подавали заявки. К слову, в Европе стоимость таких объемов газа составляет $70. Именно на европейские показатели ориентировалась Армения при формулировании обращений”, - объясняет собеседник агентства.

С 1 января 2019 года цена на российский газ для Армении выросла со $150 до $165 за 1 тыс. Кубометров.

Напомним, что Белоруссия также просила Российскую Федерацию снизить стоимость поставляемого ей природного газа в апреле 2020 года после того, как посол Белоруссии в России Владимир Семашко и глава российской государственной энергетической компании “Газпром” Алексей Миллер подписали договор о порядке формирования цен при поставке российского газа на белорусские территории в 2020 году. Минск при этом руководствовался тем, что в последнее время из-за пандемии коронавирусной инфекции динамика снижения мировых цен на природный газ обрела ярко выраженные очертания.

Сейчас Белоруссия закупает газ по цене $142,4 тысячу кубометров, которая является самой низкой экспортной ценой "Газпрома". Минск получил официальный отказ, так как тот уровень цены, который он предлагал, снизил бы базовую цену ниже себестоимости добычи сырья.

После этого Российская Федерация и Белоруссия договорились о поставках российского газа Минску на протяжении 2020 года на условиях 2019 года.

Армения изменила стратегию

Отметим, что российская транснациональная энергетическая компания является единственным поставщиком газа потребителям Армении. При этом, поставщиком газа на внутренний рынок страны считается "Газпром Армения".

“В начале 2020 года и в 2019 году цены в Европе стоимость тысячи кубометров газа составляла около $200. Тогда Армения не выступала за снижение цен.

Предполагаю, что отказ “Газпрома”, который скорее всего получил Ереван, обоснован тем, что российская сторона не может предоставлять скидки выборочно во избежание конфликтных или же спорных ситуаций”, - считает эксперт.

Игорь Юшков также отмечает, что на основании полученного ответа, Армения приняла решение перейти к так называемому плану Б, реализация которого позволила бы получить более выгодные условия.

“По этой причине Армения выступила с предложением ускорить формирование общего газового рынка внутри Евразийского экономического союза. Подобное звучало и от белорусской стороны.

Единый газовый рынок предполагает одинаковую стоимость на российский газ для всех участников союза. Государства, которые на данный момент входят в ЕАЭС, предполагают, что единая цена будет образовываться по российскому уровню и составит около $50-80 за тысячу кубометров газа”, - рассказывает эксперт.

Общий газовый рынок внутри ЕАЭС точно в срок

Однако, предполагает Игорь Юшков, российская сторона будет подходить к вопросу формирования общего газового рынка внутри Евразийского экономического союза сдержанно в соответствии с установленными ранее сроками несмотря на то, что данное действие ускорит интеграционные процессы.

Напомним, что замглавы Федеральной антимонопольной службы России Анатолий Голомолзин в ходе выступления на Европейской газовой конференции заявлял, что страны-участники Евразийского экономического союза (ЕАЭС) создадут общий рынок газа не позднее 2025 года. Очередное заседание руководителей ЕАЭС запланировано на 19 мая 2020 года.

“На примере белорусской стороны становится понятно, что Армения сейчас старается таким образом получить углеводороды по внутрироссийской стоимости в ближайшее время.

Однако Российская Федерация однозначно пока что не будет торопиться с принятием подобных решений и ускорять процесс формирования единого рынка газа на фоне сложной экономической ситуации в мире, спровоцированной распространением коронавирусной инфекции”, - констатировал эксперт.

Автор: Александра Мельник

Источник: Экономика сегодня, 16.05.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики