Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Польша с возу – России легче. Как Варшава недооценила газовые перспективы

Польша с возу – России легче. Как Варшава недооценила газовые перспективы

 

Эксперт в области энергетики назвал преимущества, которыми обернется для "Газпрома" отказ Польши от долгосрочного контракта.

 

Отказавшись продлевать долгосрочный договор на транзит газа с Россией, Польша ничего не выиграла, зато "Газпрому" теперь станет удобнее работать, считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ), преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

"Газпрому" теперь даже удобнее так работать, потому что в зависимости от спроса на европейском рынке он будет набирать те лоты, которые ему нужно прокачать. А ставка на транзит так и осталась низкой, потому что никакой конкуренции за право прокачивать газ не возникло, так как на границе Польши и Белоруссии единственным поставщиком является "Газпром", – рассказал Юшков порталу Baltnews.

По словам эксперта, важно понимать, что никакого отказа от транзита не происходит – есть отказ от подписания нового долгосрочного контракта, а транзит продолжается, просто на других условиях.

"Раньше был долгосрочный контракт, где была прописана формула определения стоимости транзита, и сама Польша денег от этого транзита почти не получала. Они получали около 40 млн долларов в год, но по сравнению с Украиной, которая рядом качает газ и получает миллиарды долларов, Польша, конечно, получала очень мало", – рассказал энергетик.

Такие условия транзита возникли из-за того, что, когда строился газопровод "Ямал – Европа", Польша денег на него не давала, и его полностью строил и финансировал "Газпром", напомнил Юшков. "В Варшаве выступали против этого и говорили, что не хотят подписывать новый долгосрочный контракт. Но я думаю, что на самом деле они хотели его подписать, но на условиях высоких тарифов, чтобы получать много денег за транзит", – заявил эксперт.

По мнению аналитика, "Газпром" был готов подписать долгосрочный договор, если бы это было комплексное соглашение.

"Дело в том, что сейчас стороны еще судились по договору на поставку газа – там "Газпром" проиграл арбитраж и сейчас вынужден выплачивать 1,5 млрд долларов. Я думаю, что "Газпром" предлагал подписать мировое соглашение о том, чтобы не выплачивать эту сумму, но взамен повысить тариф на прокачку газа и, соответственно, постепенно повысить Польше доход", – добавил энергетик.

Он подчеркнул, что Польша на это не согласилась, так как для них принципиальным моментом было продемонстрировать свою победу над "Газпромом".

"Проблема в том, что кроме "Газпрома" никто ничего прокачивать не может и он единственный участник аукциона. Он уже поучаствовал в аукционах на прокачку в третьем квартале и набрал себе сколько было нужно лотов, в том числе на июнь. Поэтому сейчас никаких проблем не будет – в июне "Газпром" прокачает, сколько ему нужно, и по результатам этих лотов ставка транзита такая же низкая, как и была раньше", – рассказал Юшков.

По его словам, таким образом Польша ничего не выиграла от этого перехода на новые параметры.

"Транзит остается, и Польша как получала за него мало денег, так и будет получать. "Газпрому" стало удобнее – если ему не нужно качать много газа, он просто не будет набирать себе этих лотов", – резюмировал Игорь Юшков.

Ранее стало известно, что Варшава отказалась продлевать истекший 17 мая договор на транзит газа и тем самым разорвала сотрудничество с "Газпромом".

Источник: Baltnews.lt, 19.05.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики