Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Митрахович рассказал, как «Северный поток — 2» может обойти газовую директиву ЕС

Митрахович рассказал, как «Северный поток — 2» может обойти газовую директиву ЕС

Германия может вывести газопровод «Северный поток — 2» из-под действия антимонопольного законодательства Европейского союза, поскольку заинтересована в нем. Такое мнение Федеральному агентству новостей высказал эксперт Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ), преподаватель Финансового университета при правительстве Станислав Митрахович.

Таким образом собеседник ФАН прокомментировал решение европейского суда отклонить иски компаний Nord Stream и Nord Stream 2 AG против директивы Евросоюза о распространении газовых норм ЕС на газопроводы других стран.

 

«Верховный суд установил, что директива прямым образом не затрагивает интересы Nord Stream 2 AG и Nord Stream AG», — отмечается в пресс-релизе суда.

 

Эксперт по энергетике Станислав Митрахович пояснил, что антимонопольное право Европейского союза очень «молодо». По его словам, власти ЕС могут по-разному его интерпретировать, тем более что нормативно-правые акты в Европейском союзе часто меняются.

 

«В данном случае «Газпром» имеет дело с таким игроком, который может менять правила игры во время самой игры. Так, газопроводы, которые идут с Азербайджана (система TANAT), получили статус трансъевропейский сети, а поэтому не попадают под антимонопольное регулирование, — объяснил Митрахович в интервью ФАН. — В этом проявляется несправедливость: кому хотят — тому дают. Поэтому все это весьма идеализировано».

 

За последние дни было несколько попыток вывести из-под действия газовых норм ЕС «Северный поток — 2». В частности, оператор газопровода настаивал на том, что документ не должен был трактоваться так, как того хочет европейская комиссия.

 

«Также была попытка вывести «Северный поток — 2» из антимонопольного регулирования. Но сделать это не удалось, потому что он не был построен до мая 2019 года. Значит, что мы не можем вывести его по упрощенной процедуре», — сказал он.

 

Однако существует огромное пространство для других, более сложных вариантов вывода «Газпрома» и «Северного потока — 2» из антимонопольного регулирования, считает Митрахович.

 

«Когда в 2019 году принималась газовая директива, то предполагалось, что страна, на территории которой газопровод переходит из третьих стран, не входящих в состав ЕС, имеет право выводить газопровод из антимонопольного регулирования. Здесь Германия готова России подыграть, потому что в долгосрочном плане она заинтересована в работе «Северного потока — 2», — убежден собеседник ФАН.

 

Помимо этого, существует много других возможностей для выхода из сложившейся ситуации, полагает аналитик.

 

«Можно создать компанию, которая независимо от «Газпрома» будет управлять газом «Северного потока — 2». Кроме того, можно создать компанию, которая будет предоставлять аукционы на бронирование мощности, где «Газпром» станет не единственным покупателем. В рамках существующей проблемы можно поменять российское законодательство, чтобы другие российские компании экспортировали газ в Европу, помимо «Газпрома». Можно продавать газ на входе в «Северный поток — 2», чтобы его покупали европейские компании», — добавил эксперт.

 

Ранее Федеральное сетевое агентство Германии (BNA) отказало в освобождении «Северного потока — 2» от правил газовой директивы Евросоюза. Причиной данного решения стало то, что газопровод не был введен в эксплуатацию до 23 мая 2020 года, что являлось условием выведения «Северного потока — 2» из-под ограничительных правил.

Проект «Северный поток — 2» включает в себя строительство двух ниток газопровода общей производительностью 55 миллиардов кубометров газа ежегодно от побережья России через Балтийское море до Германии. 

Автор: Денис Рассказов

Источник: ФАН, 20.05.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики