Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперты оценили влияние COVID-19 на угольную отрасль в России

Эксперты оценили влияние COVID-19 на угольную отрасль в России

Угольная отрасль в России, наряду с нефтегазовой, пострадала от ситуации с коронавирусом, однако ее восстановление будет проще, чем нефтяной, говорится в материале Института развития технологий ТЭК (ИРТТЭК), подготовленном для РИА Новости.

Россия занимает пятое место в мире по добыче, и третье – по экспорту угля, отмечает ИРТТЭК.

"Угольная отрасль в России, наряду с нефтегазовой, пострадала от коронакризиса. По данным Федеральной таможенной службы, объем экспорта в денежном выражении в первом квартале 2020 года упал на 37% – до 2,94 миллиарда долларов. В натуральном выражении снижение оказалось не столь заметным, но все же значительным – 16,6%", — говорится в материале.

В то же время, у угольщиков есть преимущество перед нефтяниками, отмечают эксперты ИРТТЭК. "Чтобы остановить добычу, им в большинстве случаев достаточно заглушить двигатели на карьерной технике. Столь же легко добыча может быть восстановлена. Азия, первой принявшая удар эпидемии, первой же и отменяет карантинные меры, возвращаясь к нормальной жизни. А значит, ей требуется энергия", — отмечается в материале.

Как отмечают эксперты ИРТТЭК, именно экспортная составляющая на сегодняшний момент служит основным драйвером развития отрасли и, несмотря на протесты экологов, уголь остается основным источником энергии в мире. По мнению доцента кафедры мировых сырьевых рынков Международного института энергетической политики и дипломатии МГИМО Александра Сарычева, в среднесрочной перспективе для российских компаний критически важно иметь возможность реализации угля в Восточном направлении.

Главным фактором, ограничивающим поставки на Восток, сегодня служит высокая доля затрат на перевозку в конечной цене и недостаточная пропускная способность железнодорожных путей, отметил эксперт ГКЗ Алексей Жура. "Для сохранения конкурентоспособности продукции угольной отрасли на экспортных рынках необходима более активная регуляция железнодорожных тарифов и финансирование проектов по расширению транспортных артерий на Востоке", – считает он.

"Перспективы для продолжения поставок угля и в Европу, и особенно в Азию на ближайшие десятилетия есть, но конкуренция с газом будет жесточайшая. В угольной сфере нет своего ОПЕК или ФСЭГ, чтобы хоть как-то влиять на цены путем координации деятельности поставщиков", — считает эксперт Фонда национальной энергобезопасности Станислав Митрахович. Экспорт угля должен быть скоординирован с развитием транспортной инфраструктуры для достижения эффекта экономического мультипликатора, подчеркивает он. "Но на долгосрочную перспективу уголь будет находится под очень сильным давлением газа и ВИЭ, поэтому сокращение добычи угля в мире и в РФ в частности уже в среднесрочной перспективе очень вероятно", — отметил Митрахович.

По мнению экспертов, использовать конкурентные преимущества в российской угольной промышленности нужно незамедлительно. Кроме строительства железных дорог, это может быть освоение новых месторождений в восточной части России, а также большое значение приобретает качество добываемого угля, отмечают они.

Источник: ПРАЙМ, 21.05.2020

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики