Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Игра против «Потока»: Почему ограничения с газопровода сняли наполовину

Игра против «Потока»: Почему ограничения с газопровода сняли наполовину

Власти Германии освободили от ограничений ЕС только «Северный поток», оставив в силе требования ко второй, ещё недостроенной трубе газопровода. Как говорят эксперты, это вынужденное решение.

Федеральное сетевое агентство Германии (BNetzA) решило вывести газопровод «Северный поток» из-под действия газовой директивы ЕС на территории страны на ближайшие 20 лет. Ограничения, однако, будут действовать в отношении «Северного потока-2», оператору которого BnetzA отказал в освобождении от регулирования. Формальная причина в том, что «Северный поток-2» не успели достроить к 23 мая 2019 года, когда вступил в силу третий энергопакет Евросоюза о газовых взаимоотношениях с третьими странами. Директива требует разделять поставщика и транспортную компанию, а также предоставлять доступ третьих сторон к мощностям газопровода.

Фактически сложившаяся ситуация означает, что «Газпром» сможет использовать только половину мощности «Северного потока-2», поскольку нормы ЕС запрещают одной компании одновременно добывать газ и заниматься его транспортировкой.

Эксперт Финансового университета при правительстве России, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков в эфире НСН объяснил, что Германия сделала со своей стороны всё, что могла.

«Германия все равно отстаивала интересы "Северного потока-2", свои интересы тоже, и приняла постановление, что, если газопровод будет достроен до 23 мая, тогда на него это регулирование распространяться не будет. И тогда это было реальной помощью, потому что планировалось достроить "Северный поток-2" до конца 2019 года. Потом были введены санкции со стороны США, и в итоге до 23 мая достроить не успели. И еще раз отсрочить эту даты Германия уже не могла, иначе ее бы обвинили в коррупционной составляющей данного процесса», - отметил он.

Оператор «Северного потока» Nord Stream AG доволен решением Федерального сетевого агентства: с его точки зрения, оно подтвердило, что газопровод не окажет негативного влияния на конкуренцию. Компания-оператор «Северного потока-2» Nord Stream 2 AG, между тем, продолжит оспаривать действие норм Газовой директивы ЕС в отношении газопровода в Европейском суде, который отклонил иск компании.

Даже если «Газпром» не добьётся исключений, вариант полной загрузки трубы всё же существует, говорит Юшков.

«Для этого участок в 12 миль в акватории Германии нужно будет передать в управление независимому оператору, для этого даже собственность можно не менять. И в этой точке, либо на входе в трубу еще на российской территории, половину поставляемого по трубе газа продавать уже сразу клиентам, которые сейчас получают газ, как правило, на территории Австрии», - описал он возможный сценарий. Фактически получится, что половину газа формально будут поставлять уже потребители газа.

По мнению экспертов, решение ЕС распространить действие своей директивы на «Северный поток-2» - это фактически открытое выступление против России, не имеющее ничего общего с защитой конкуренции. Какая конкуренция может быть на дне моря, где проложена труба, непонятно.

«На деле, мы все прекрасно понимаем, что ни к одному другому проекту газовые директивы в таком виде не используют, везде предоставляются исключения из-под норм третьего энергопакета – для Азербайджана, Прибалтики. То есть, по сути, этот закон действует против России», - подчеркнул Юшков.

Гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов в интервью «Вечерней Москве» назвал происходящее с «Северными потоками» частью политической игры. При этом он тоже считает, что «Северный поток-2» не обязательно будет работать только наполовину своей мощности.

Автор: Степан Астахов

Источник: НСН, 21.05.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики