Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > ЕС обложил «Северный поток — 2» санкциями под видом борьбы с монополиями

ЕС обложил «Северный поток — 2» санкциями под видом борьбы с монополиями

Федеральное сетевое агентство Германии 20 мая освободило газопровод «Северный поток» от норм Газовой директивы ЕС. Но позиция по «Северному потоку — 2» так и осталась неизменной: на него европейские нормы распространяются. Как оказалось, директива Евросоюза применяется только в «удобных» случаях и только для российского проекта.

Европа противоречит своим же законам

Согласно директиве, добывающая компания не должна владеть трубопроводом, по которому доставляют ее газ. То есть, «Газпром» должен передать участок трубы, расположенный в 12 милях от Германии, под управление независимой компании. Второе правило — один поставщик должен загружать не более 50 процентов мощности трубы. Если труба рассчитана на 55 миллиардов кубов, то «Газпром» должен загружать в нее не более 27,5 миллиарда кубов газа. Эта директива — свод антимонопольных законов в энергетической сфере.

Но применяются они очень ситуативно. Например, в общении с журналистами Федеральное министерство экономики и энергетики ФРГ называет «Северный поток — 2» «предпринимательским проектом». Это правда: он принадлежит компании Nord Stream AG2, а этой компанией владеет «Газпром» — соответственно, «Северный поток — 2» принадлежит российской госкомпании. При этом «Газпром», по правилам ЕС, владеть трубопроводом не может.

 

«"Северный поток — 2" — это прежде всего предпринимательский проект. Поэтому вопросы, касающиеся завершения работы, должны быть направлены в компанию», — так в апреле ответили в Бундестаге на вопрос «Политики Сегодня» о сроках окончания строительства газопровода.

 

Примечательно, что изначально «Газпром» планировал продать по 10% акций газопровода пяти европейским компаниям, чтобы не быть единственным владельцем «Северного потока — 2» и соблюсти законы ЕС. Но один из членов Евросоюза заблокировал такую возможность: традиционно, это был польский антимонопольный регулятор. То есть, Евросоюз сделал все, чтобы «Газпром» не смог следовать их же правилам. И проект по-прежнему на 100 процентов «газпромовский». Но есть еще одна проблема: правило, запрещающее пользоваться газопроводом единственному поставщику. 

Антироссийские санкции под видом борьбы с монополией

Антимонопольный комплекс, призванный развивать конкуренцию, по факту используется Европой в отношении «Северного потока — 2» как санкции, подтверждает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

 

«"Газпром" который год доказывает, что там, где нет альтернативных поставщиков, нужно давать 100 процентов мощности загрузки одному поставщику, что в общем-то во всех случаях, кроме как с российским газом, выполняется. Азербайджан поставляет так — ему дали исключение из требований европейского энергопакета. То есть в самом законодательстве ЕС это прописано, что это антимонопольные законы, не санкции. Хотя по факту они применяются к "Северному потоку — 2" как санкции», — рассказал Юшков в интервью «Политике Сегодня».

 

«Газпром» пытался добиться справедливости от ЕС и в ситуации с первым «Северным потоком». Эта труба разделяется на две части: газопровод Nel идет до Германии, а транзитом через Германию идет газопровод Opal — он проходит в Чехию и заканчивается в Австрии. Nel получил исключение из европейского энергопакета, а Opal нет. Почему — непонятно.

Трубы начинаются в одной точке, где выходит «Северный поток» на берег. Туда не приходит ни один другой газопровод: там не может быть терминала. И физически не может быть никакого другого газа, кроме российского. Даже потенциальную конкуренцию представить сложно, подчеркивает Юшков. С морскими газопроводами ситуация еще более абсурдна: как на глубине моря должны появиться альтернативные Газпрому поставщики?

 

«Эти нормы были введены, когда началось строительство "Северного потока — 2" и ни к одному другому газопроводу они не применяются. Де-факто, это санкция. Когда было обсуждение применения норм европейского энергопакета к морским газопроводам, юридическая служба Еврокомиссии дважды дала отрицательный отчет и сказала, что применять их — незаконно, потому что таким образом распространяются европейские законы на юрисдикцию других стран — газопровод ведь начинается в России», — объясняет эксперт.

 

Но даже если ЕС останется непреклонен в применении директивы к «Северному потоку — 2», у «Газпрома» есть возможность к нему подстроиться — например, передать участок трубы у берегов Германии «независимому оператору». Для этого можно просто нанять стороннюю управляющую компанию.

Автор: Тимофей Булочкин

Источник: Политика сегодня, 21.05.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики