Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Судьба «Северного потока - 2» повисла на волоске: Европа приняла два решения

Судьба «Северного потока - 2» повисла на волоске: Европа приняла два решения

Недостроенный российский газопровод попал в юридические жернова ЕС

Европа приняла два противоречивых решения относительно будущих поставок российского газа в страны Старого Света. С одной стороны, Федеральное сетевое агентство Германии (BNA) освободило на 20 лет трубопровод «Северный поток - 1» (СП-1) от правил Газовой директивы ЕС. Этот регламент требует доступ к стратегическим энегомаршрутам сторонних поставщиков для создания конкурентного рынка экспорта «голубого топлива». Эксплуатация обеих веток этого газопровода началась восемь лет назад, но европейские законы до последнего момента позволяли заполнять российскую трубу лишь наполовину. Теперь по СП-1 наша страна может поставлять исключительно собственное топливо. Зато судьба другого проекта - «Северный поток - 2» (СП-2), остается неопределенной. Для завершения его строительства осталось проложить всего 160 км труб через Балтийское море. Но, по решению Европейского суда, СП-2 подвергнут нормам Газовой директивы ЕС, поэтому даже после его запуска, судя по всему, еще несколько лет новая труба будет заполняться не более чем на 50%.

Решение немецкого энергетического регулятора BNA относительно СП-1 стало позитивным для России. Но значение данной юридической победы не стоит переоценивать. Во-первых, этот трубопровод эксплуатируется уже много лет. Во-вторых, он был построен задолго до того, как правила Газовой директивы ЕС (это произошло в конце прошлого года) вступили в силу.

По словам эксперта энергетической отрасли, анлитика Игоря Юшкова, вердикт немецкого регулятора, хотя его и не стоит причислять к сенсационным, является серьезным плюсом для «Газпрома». Освобождение трубопровода от нормативов Третьего энергопакета ЕС позволят увеличить поставки по нему до проектных мощностей. Сейчас они едва достигают 28 млрд кубометров в год и примерно поровну поделены между наземными ответвлениями — сухопутными маршрутами NEL и OPAL, оба которых пролегают через Германию. Теперь же поставки «Газпрома» по этим веткам официально могут вырасти до заложенных в проект изначально 55 млрд кубометров.

Вместе с тем, решение Европейского суда об СП-2, вынесенное практически одновременно с заключением BNA, может грозить российскому газовому концерну гораздо большими неприятностями в будущем. СП-2 до сих пор не достроен — осталось проложить менее 10% его морского участка. Но завершить создание нового газотранспортного маршрута в указанные сроки, то есть до конца 2019 года, России не удалось. В связи с этим, вердикт Европейского суда вполне правомерен.

По словам генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, если в случае с СП-1 наша страна имела все основания настаивать на его освобождении из под действия условий Газовой директивы ЕС, то задержка в завершении реализации СП-2, пусть она и не зависела от российской стороны (из-за угрозы американских санкций от участия в проекте отказались швейцарские подрядчики), позволяет наложить на него европейские ограничительные нормы.

Как полагает Юшков, судебные вердикты Старого Света выглядят довольно абсурдными. Новый российский газопровод проектировался под определенную ресурсную базу — Южно-Русское и Бованенковское месторождения, находящиеся на Ямале. Доступ к трубопроводу сторонних производителей будет экономически не оправдан и сопряжен с дополнительными технологическими головоломками.

«Кроме того, европейское законодательство предполагает, что производитель «голубого топлива» не имеет право одновременно являться также и поставщиком сырья на сбытовые рынки. Фактически это означает, что «Газпрому» после завершения проекта СП-2 придется продать контрольный пакет транспортного оператора. Подобные регламент звучит крайне странно: российская компания долго и подробно прорабатывала все нюансы проекта, договаривалась с инвесторами, отстаивала его в различных судебных инстанциях, а теперь ей необходимо в кратчайшие сроки отказаться от своего «детища», и в лучшем случае довольствоваться положением миноритарного партнера», — удивляется аналитик.

Как полагают эксперты, в настоящее время «Газпрому» стоит взять судебную передышку, и, в первую очередь, достроить оставшийся морской участок трубопровода. По последним данным, российский трубоукладчик «Академик Черский» готов к этой миссии. А уже потом, на фоне готовой трубы, российской стороне следует попытаться найти лазейки в европейском законодательстве, чтобы нивелировать собственные финансовые потери и ускорить ввод СП-2 в эксплуатацию.

Достроить газопоровод теоретически можно за пару-тройку месяцев. А вот процесс урегулирования всех проблем с новым экспортным маршрутом, предупреждает Юшков, займет несколько лет и потребует дополнительный юридических разбирательств. Поэтому СП-2, даже после его запуска, который, по заявлениям российской стороны, обещает состояться в конце этого – начале следующего года, еще несколько лет рискует заполняться лишь на половину.

Автор: Николай Макеев

Источник: МК, 21.05.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики