Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Ямальский СПГ заспешил в Китай через Арктику, чтобы сократить расходы

Ямальский СПГ заспешил в Китай через Арктику, чтобы сократить расходы

«Ямал СПГ» первый раз в этом году отправил партию сжиженного газа в Китай по Северному морскому пути. Столь ранний запуск самого короткого маршрута в Азию может быть связан с теплой зимой и попыткой сократить расходы в условиях низких цен.

По данным навигационного портала Marinetraffic, танкер СПГ «Кристоф-де-Маржери» покинул порт Сабетта проекта «Ямал СПГ» и отправился по Северному морскому пути (СМП) в китайский Цзинтан. Доставка по СМП займет 23 дня. 11 июня газовоз планирует прибыть на север Китая.

Начало навигации по Северному морскому пути в мае — редкое явление. Например, в 2018 году газовозы «Ямал СПГ» пошли в Китай по СМП в конце июня. 

По данным Marinetraffic, в районе танкера СПГ находился ледокол «Ямал», который принадлежит «Атомфлота». Возможно, он обеспечивает проход «Кристофа-де-Маржери», который сам по себе является танкером ледового класса Arc7.

Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач полагает, что «Ямал СПГ» проводит эксперимент. «Компания вместе с акционерами, которые являются основными покупателями, ищет возможности оптимизировать расходы и сократить поставки в Европу, где наблюдается ценовой коллапс», — считает эксперт.

Напомним, что львиная доля производимого на Ямале СПГ, как говорили в «Новатэке», предназначается для Азии, чтобы не создавать конкуренцию российскому трубопроводному топливу. Однако в прошлом году большую его часть экспортировали в Европу, где были более выгодные цены.

В этом году на рынке обострилась ситуация с переизбытком газа и цены на топливо в условиях падения потребления из-за карантина упали до рекордных значений.

Так, по данным Федеральной таможенной службы России, в марте экспорт российского СПГ снизился почти на 42%. А сам «Ямал СПГ» объявил о том, что в мае и июне остановит на плановое технической обслуживание в течение 12 суток вторую и третью линии проекта.

«Новости о более раннем начале навигации в восточной части Севморпути могут оказать формальную поддержку акциям «Новатэка», — сообщили в «БКС Экспресс». Сама компания объявила по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) в первом квартале 2020 года убыток в 30,68 млрд руб. Годом ранее «Новатэк» фиксировал прибыль в 381,8 млрд руб.

Сейчас Китай быстрее остальных стран восстанавливает спрос на энергоресурсы. При этом около 30% в проекте «Ямал СПГ» принадлежит компании CNPC и Фонду Шелкового пути из Китая. И у CNPC заключен контракт на поставку 3 млн тонн ямальского СПГ в год. 

По данным «Новатэка», доставка СПГ по СМП сокращает время пути в Китай на треть. А гендиректор «Атомфлота» Вячеслав Рукша рассказывал «Коммерсанту», что себестоимость доставки тонны СПГ в китайский Яньтянь через бельгийский Зебрюгге — $ 91,5, по северному маршруту — $ 64, соответственно. Разница — $ 20−25 за тонну и до $ 35 за тысячу кубометров. За раз танкер «Кристоф-де-Маржери» может доставить 100 млн кубометров. Руководитель «Атомфлота», правда, замечал, что навигация по Северному морскому пути возможна лишь шесть месяцев в году.

Источник: EADaily, 21.05.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики