Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Неопределенность на мировом рынке нефти: но у Азербайджана есть преимущества

Неопределенность на мировом рынке нефти: но у Азербайджана есть преимущества

Коронавирус прямым или косвенными путями оказал влияние не только на мировую политику, но и на экономические связи между странами. Сегодняшний мировой рынок нефти до сих пор будоражит, кризисное состояние никак не проходит, цены на нефть продолжают оставаться крайне низкими, хотя и наблюдается небольшой рост за последние дни.

Напомним, что ранее ОПЕК+ согласовал новую сделку на снижение производства нефти на 19 млн. баррелей/в сутки с 1 мая сроком на два года с целью стабилизации цен на нефть и снижения объемов нефти на мировом рынке, его переизбыток.

Азербайджан также взял на себя новые обязательства по созданию баланса на мировом нефтяном рынке и стабилизации цен на нефть. В рамках нового соглашения Азербайджан должен будет сократить добычу сырой нефти на 164 тыс. баррелей от данного уровня (718 тыс. баррелей). За это время Азербайджан должен сохранить суточную добычу сырой нефти в объеме 554 тыс. баррелей.

В связи с ситуацией, сложившейся сегодня на нефтяном мировом рынке, и возможной стоимостью цены на нефть до конца года Vesti.az обратился к экспертам.

Эксперт российского Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков напомнил, что в 2010-х годах, когда были высокие цены на нефть, было совершено много инвестиций в новые и сложные проекты.

«Это и развитие сланцевой добычи в США, разработка битуминозных песков в Канаде, бурение глубоководного шельфа у берегов Бразилии. Появилось очень и очень много проектов, которые в нормальных условиях средних цен не получили бы инвестиций. Уже после того, как переизбыток ударил по рынку в 2014-2016 годах, когда цены начали падать, было заключено соглашение ОПЕК+. Другие участники рынка и нефтепроизводители, которые не входят в это соглашение, тоже почувствовали ситуацию, когда ОПЕК+ поддерживал бы цены в любом случае поэтому можно делать инвестиции, которые находятся на грани рентабельности», - заявил И.Юшков.

По его словам, участники надеялись, что сделка надолго поддержит цены, однако оказалось, что это не так, так как с одной стороны появился переизбыток нефти на рынке, с другой стороны упал спрос из-за карантина, в рамках которого страны борются с коронавирусом.

«Вот тут на пересечении двух тенденцией и кризис-то случился. С одной стороны, ввод новых мощностей, прежде всего в США, где был побит исторический рекорд по объему производства в начале года, а с другой стороны - падение спроса. Конечно, на рынке возник огромный переизбыток, и как с ним справиться до конца, никто не понимает. Вот есть план ОПЕК+ по сокращению объемов добычи, он призван даже не цены поддержать и не ребалансировку сделать, он призван, прежде всего, сделать так, чтобы нефтяные хранилища не переполнились, и миру не пришлось бы останавливать добычу, а цена на нефть не упала бы в ноль окончательно», - подчеркнул российский эксперт.

По мнению И.Юшкова, цены на нефть в III и IV квартале текущего года будут находиться под существенным давлением, потому восстановления цены ожидать в краткосрочной перспективе не стоит.

«Пока мир не проест огромные объемы, закачанные в хранилище дешевой нефти, цена на мировом рынке будет восстанавливаться очень медленно», - сказал он.

Экономист отметил, что самый главный риск сегодня для нефтяного рынка заключается в том, что сегодня не хватает мер снижения объемов производства, и, если будет слишком медленное восстановление спроса, и может произойти переполнение хранилищ, что приведет к реальным нулевым ценам на нефть

«Всем придется останавливать добычу экстренно и в гораздо больших объемах, чем сейчас договорились в соглашении ОПЕК+. Это будет очень болезненным для всех и является наиболее шоковым сценарием», - подчеркнул И.Юшков.

Коснувшись влияния ситуации на Азербайджан и Россию, эксперт подчеркнул, что оба государства недополучат доходов в бюджет, но это меньшее из зол, потому что все-таки есть определенная подушка безопасности и в России, и в Азербайджане.

«Экономику в наших странах это не убьет, тем более что в 2021 году будут более приемлемые цены на уровне 45-50 долларов/баррель. В целом с такими ценами жить можно», - резюмировал российский эксперт.

В свою очередь азербайджанский экономист Ильхам Шабан считает, что на мировом нефтерынке отсутствует стабильности и с 6 марта продолжается затяжной кризис.

«Цены на нефть за семь недель снизились почти в три раза - 6 марта была цена 45 долларов/баррель, а сегодня на спотовом рынке Brent стоит 16 долларов. Если проследить за фьючерскими контрактами, то в июне цена чуть выше 20 долларов сейчас, а за июль - 23 долларов. В целом это означает, что участники рынка надеются на рост на мировых рынках, но он будет постепенным, так как страны, которые были в карантине, постепенно должны восстановить свои экономики, что в свою очередь создаст условия для роста спроса на сырье. Естественно, цены будут тогда больше, чем сейчас», - подчеркнул И.Шабан.

Вместе с тем он указал, что не стоит ожидать быстрого восстановления и стабилизации цен на сырьевых рынках.

«Мировая экономика с второго квартала погружается в рецессию. Причем как обещают, этот кризис в глобальной экономике будет самым худшим, который мир когда-либо наблюдал после 30-х годов прошлого столетия (Великая Депрессия – ред.)», - отметил эксперт.

Он указал, что на текущий год многие инвестиционные банки, энергетические агентства и финансовые институты прогнозировали среднюю цену на нефть в районе 35 долларов/баррель

«Вот если бы на 15 дней просто приостановили бы добычу все мировые производители, тогда нефть и стоила бы, наверное, 200 долларов за баррель», - подытожил И.Шабан.

Российский эксперт Станислав Притчин в свою очередь считает, что кризис на нефтерынке связан с рядом факторов.

Новым источником нестабильности на рынке нефти он назвал распространение коронавируса в мире и его экономическое влияние.

«Эти три фактора – во-первых, это затоваренность рынка, потом неясные перспективы выхода из кризиса и, в-третьих, ценовая война. Они все продолжают негативно влиять на рынок нефти, несмотря на то, что, в принципе, сделка по ОПЕК+ была продлена… Это не значит, что спрос моментально восстановится и цены на нефть вернутся в докризисный период, скорее всего, эти факторы влияют достаточно серьезно, поэтому высказывают здесь осторожный оптимизм, но опять же он будет растянутый во времени», - подчеркнул С.Притчин.

По его словам, позитивом в данной ситуации можно назвать то, что некоторые страны постепенно начинают выходить из карантина, снижать жесткие ограничения с целью восстановления экономик своих стран.

«Здесь Китай уже максимально старается восстановить и промышленность, и инфраструктурные возводить объекты в том же объеме, подстегивать компании делать это. Мы видим, что постепенно возвращается к экономической жизни Германия. У всех стран есть заинтересованность максимально компенсировать то падение, которое наблюдалось, и поэтому здесь есть определенные позитивные сигналы», - добавил российский эксперт.

Говоря о негативном влиянии ситуации, сложившейся на нефтерынке, на Россию и Азербайджан С.Притчин подчеркнул, что страны эти в данном контексте достаточно стабильные.

«Россия и Азербайджан сейчас будут максимально использовать свои резервы и фонды в рамках анонсированных планов. Они ищут возможности для поддержки как населения, так и бизнеса, поэтому здесь у России и Азербайджана определенные преимущества есть, поэтому были созданы специальные резервы для кризисных ситуаций», - резюмировал он.

Автор: Джафар Агададашев

Источник: Vesti.az, 22.05.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики