Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > С. Митрахович: Германии нужен «Северный поток - 2», как гарантия стабильных поставок трубопроводного газа

С. Митрахович: Германии нужен «Северный поток - 2», как гарантия стабильных поставок трубопроводного газа

Суд Европейского союза (ЕС) решил не рассматривать иск оператора «Северного потока - 2», который пытался добиться отмены действия новой газовой директивы ЕС в отношении проекта. По мнению суда, оператор прямо не затронут действием этой директивы, поскольку может получить специальное исключение от властей Германии. При этом на прошлой неделе Федеральное сетевое агентство Германии (BNA) отказало российскому проекту в такой возможности. Пока у оператора есть два месяца на обжалование решения Европейского суда, но юристы считают, что шансы на оспаривание малы.

О том, какие дальнейшие варианты развития ожидают один из ведущих газовых проектов России, Агентству нефтегазовой информации рассказал эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович:

- Президент России Владимир Путин сказал, что «Северный поток - 2» достроят в конце 2020 года или в первом квартале 2021 года. Первый квартал и нужно рассматривать как тот срок, в который Газпром запустит проект. Надо учитывать, что газопровод строится на десятилетия, поэтому конкретный месяц его запуска,с Украиной уже заключен контракт до 2024 года, не так принципиален.

Сроки, когда можно было получить исключение «Северного потока -2» из-под Третьего энергопакета, уже прошли. Из-за их пропуска возник отказ одновременно и властей Германии, и суда ЕС от вывода данного газопроводного проекта из-под норм антимонопольного регулирования. Это формальное следование букве права ЕС, которое, правда, весьма молодое, и в реальности может по-разному трактоваться. Большого опыта правоприменения в этой сфере нет. Есть, правда, практика присвоения «правильным» газопроводам (тем, которые считаются «политически правильными», например, поставляющим газ из Азербайджана), статуса трансевропейской сети, что на практике равнозначно выводу из-под Третьего энергопакета.

Тот факт, что «Северный поток - 2» не удалось вывести из-под антимонопольного регулирования по упрощенной схеме, не означает, что не будут использованы иные механизмы заполнения газопровода на полную или почти полную мощность. Германии газопровод нужен и как гарантия стабильных поставок трубопроводного газа, который на перспективу все равно будет дешевле СПГ. Его можно будет использовать, в том числе для газохимии и как способ зарабатывания денег на транзите газа далее в Чехию и иные страны Европы. Поэтому с опорой на Германию можно будет найти методы решения проблемы заполнения газопровода.

Вариантов много. Например, создание компании, которая вместо Газпрома управляла бы «Северным потоком - 2» и проводила аукционы на бронирование мощности, в которых участвовал бы сам Газпром. Есть варианты с виртуальным хабом в Балтийском море, с продажей газа покупателям на входе в «Северный поток - 2» (это потребует пересмотра точек сдачи в контрактах, но это возможно). Также момент с либерализацией российского законодательства об экспорте, чтобы газ в «Северный поток - 2» мог подавать не только Газпром.

Источник: Агентство нефтегазовой информации, 25.05.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики