Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Юшков: Минск дал понять, что транзит нефти через Латвию ему не интересен (аудио)

Юшков: Минск дал понять, что транзит нефти через Латвию ему не интересен (аудио)

Если бы Беларусь приняла окончательное решение об альтернативных поставках нефти с севера, то быстро решила бы свой спор с Латвией о слитой нефти, объяснил аналитик Игорь Юшков

Единственным препятствием для восстановления нефтяного транзита в Беларусь через прибалтийские ветки "Дружбы" остается нерешенный спор вокруг слитой из трубопровода нефти, заявили в белорусском госконцерне "Белнефтехим". Не хотелось бы допускать, что Латвия и Литва с этим смирились, отметили в компании.

Если бы Беларусь всерьез рассматривала поставки сырья с севера по морю, то уладила бы спор вокруг слитой из "Дружбы" нефти и с Латвией, и с Литвой, объяснил Sputnik Латвия ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

"Для Минска экономически целесообразнее будет заводить нефть с севера по нефтепроводу, чем по железной дороге, однако Беларусь и Латвия не могут об этом договориться. Есть старый спор, который возник, когда РФ остановила экспорт нефти через Латвию и перенаправила объемы в свои порты в Ленинградской области. Ветка стояла, и буферную, так называемую технологическую, нефть слили. Если бы Беларусь полностью отказалась от претензий на эти объемы, то оказалась бы в плюсе за счет прокачки нефти по трубопроводу. Тот факт, что они не могут решить этот вопрос, объясняется тем, что Беларусь не собирается в долгосрочной перспективе покупать нефть с доставкой по морю", - отметил Юшков.

По его словам, все те объемы, которые сейчас приобретает Беларусь, являются скорее попыткой надавить на Россию для получения более выгодных условий по поставкам по нефтепроводу "Дружба".

"Если бы Беларусь приняла окончательное решение об альтернативных поставках нефти на Новополоцкий НПЗ с севера, то быстро решила бы свой спор с Латвией о слитой нефти", - уверен Юшков.

Между тем Литве выгодно нынешнее положение дел, отметил аналитик, - Беларусь фактически становится заложницей ситуации.

"Минск качает нефть через Клайпеду и дальше по железной дороге Литвы и, соответственно, платит балтийской республике за перевалку и доставку. Сейчас через Литву идет все, что доставляется на Новополоцкий НПЗ с севера. Поэтому Литве невыгодно разрешать ситуацию с нефтепроводом", - пояснил Юшков.

По его словам, Польша здесь также выступает конкурирующей стороной нефтяного транзита.

"Польше было бы выгодно, если бы поставки нефти на белорусские НПЗ шли через нее. Минск покупает нефть с доставкой в Польшу, где она и перерабатывается, а Варшава переуступает свои объемы, заказанные из России по нефтепроводу "Дружба". Это классическая схема виртуального реверса - так Украина поступает с газом, и Беларусь могла бы - с нефтью. Физически не нужно ничего качать, плюс речь идет о российском сорте Urals, Беларуси не нужно будет перенастраивать свои заводы", - рассказал Юшков.

Если поляки предлагают такой вариант с виртуальным реверсом, то и для них разрешение белорусско-латвийского конфликта не выгодно, добавил эксперт.

Беларусь ищет альтернативные пути поставки нефти с начала года, после того как не смогла договориться о продлении контракта с РФ. В Минске заявляли о намерении получать до 30% необходимого объема нефти через порты Балтики, еще 30% через Украину и до 40% - из РФ, при помощи нефтепровода "Дружба".

Источник: Sputnik Латвия, 25.05.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики