Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Юшков рассказал, почему Польша ничего не выиграла от остановки транзита российского газа

Юшков рассказал, почему Польша ничего не выиграла от остановки транзита российского газа

Польша ничего не выиграла от остановки транзита российского газа в Европу по газопроводу «Ямал — Европа», так как по-прежнему будет получать мало денег по новой схеме распределения поставок энергоресурса. Об этом Федеральному агентству новостей рассказал эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

17 мая истек долгосрочный 25-летний контракт «Газпрома» с Польшей на прокачку газа. Варшава отказалась от его продления. Теперь же поставки осуществляются на основе аукционов, проводимых оператором газотранспортной сети страны — компанией Gaz-System.

Как утверждает аналитик в сфере энергетики Игорь Юшков, отказ продлевать контракт на транзит газа — обоюдное решение «Газпрома» и Варшавы.

 

«Здесь не Польша отказала «Газпрому», а стороны не договорились. Транзит продолжается и Польша по-прежнему будет получать мало денег за него. Для «Газпрома» новая схема удобнее, потому что он может набирать сколько угодно лотов на прокачку, в зависимости от спроса на европейском рынке», — отметил Юшков беседе с ФАН.

 

При этом для Польши нет какой-то особенной выгоды от того, что она отказалась от долгосрочного контракта, говорит эксперт. Предыдущее соглашение Варшава не хотела продлевать на старых условиях, потому что фактически она ничего не получала от транзита.

 

«Страна настаивала на том, чтобы «Газпром» больше платил за транзит. Однако Польша не получала доход от транзита потому, что, когда строился газопровод «Ямал — Европа», польские власти не финансировали его. «Газпром» построил его на свои деньги, поэтому тогда удалось договориться на таких условиях, которые были выгодны для него», — напомнил собеседник ФАН.

 

Эксперт обращает внимание, что «Газпром» был готов подписать новый долгосрочный контракт с повышением цен на транзит. При этом российский концерн настаивал на комплексном соглашении по поводу выплаты Польше той суммы, которую ей назначил Стокгольмский арбитраж.

 

«К концу действия контракта польская государственная компания выиграла разбирательство в Стокгольмском арбитраже, который присудил ей выплату 1,5 млрд долларов от «Газпрома». Если бы было некое соглашение о том, что «Газпром» не будет выплачивать эти деньги Польше, но взамен предложит очень выгодный транзитный договор, то на это российская компания могла бы пойти. Но Польша не захотела, потому что ей была очень важна медийная составляющая выигрыша арбитража у «Газпрома». Польша представляла себя в образе победителя России», — сказал Юшков.

 

В результате того, что к консенсусу сторонам прийти не удалось, «Газпром» и Польша перешли на общеевропейскую систему бронирования мощностей газопровода на прокачку, объясняет аналитик.

 

«Она состоит в том, что проводятся аукционы, где выставляется лот на прокачку. «Газпром» берет столько лотов, сколько ему нужно. Российская компания не очень много платит на таких условиях транзита из-за невысокой конкуренции. Были уже аукционы на третий квартал 2020 года. «Газпром» фактически все мощности забронировал, но при этом ставка транзита осталась низкой. Поэтому Польша ничего от этого не выиграла», — добавил Юшков.

 

Напомним, транзитный договор на прокачку газа через газопровод «Ямал — Европа» был заключен в начале 90-х. Соглашение регулирует поставки российского газа в страны Европы через территорию Польши. Ежегодные объемы поставок составляют около 33 миллиардов кубометров газа в год. 

Автор: Денис Рассказов

Источник: ФАН, 26.05.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики