Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > На Санкт-Петербургской бирже прекратили торговлю белорусским бензином

На Санкт-Петербургской бирже прекратили торговлю белорусским бензином

На следующий день после публикации постановления правительства о временном запрете импорта моторного топлива в Россию остановились продажи белорусских нефтепродуктов. Для Минска это будет существенной потерей доходов в условиях низкого спроса на моторное топливо из-за карантина в Европе.

По данным торгов Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ), продажа белорусского бензина, дизельного топлива и других нефтепродуктов с 26 мая остановилась. Через СПбМТСБ осуществляется продажа топлива из Белоруссии в Россию. Позиции с указанием станций, через которые поставляется топливо из Белоруссии (Завережье-Экспорт, Злынка-Экспорт, «Рудня-Экспорт, Красное-Экспорт), просто исчезли.

При этом 25 мая, в день публикации постановления правительства о временном запрете импорта нефтепродуктов до 1 октября, белорусским бензином еще торговали. Тогда на СПбМТСБ продали 2,9 тыс. тонн на общую сумму более 140 млн рублей с доставкой топлива через транзитные железнодорожные станции Злынка-Экспорт и Завережье-Экспорт. 

В апреле и мае Россия стала премиальным рынком для Белоруссии и возможностью компенсировать потери от снижения продаж в Европе, где упал спрос из-за карантина. Из-за демпферных отчислений российских производителей в бюджет цена бензина в России не изменилась вслед за падением стоимости нефти и торговать импортным топливом стало выгодно. Особенно для Белоруссии, у которой низкие транспортные расходы при доставке топлива в Россию. В агентстве Argus подсчитали, что продажи моторного топлива в Россию приносили белорусским компаниям в апреле на $ 100 за тонну больше, чем, например, поставки в направлении латвийского Вентспилса.

Всего в апреле и мае на СПбМТСБ продали более 80 тыс. тонн белорусского бензина. Это в 400 раз больше, чем за весь прошлый год. «Европейская трейдинговая компания», которая является единственным представителем по реализации нефтепродуктов производства ОАО «Нафтан» и ОАО «Мозырский НПЗ» в России, только в апреле увеличила сумму контрактов в 48 раз — до 3,4 млрд рублей. По объемам продаж российский рынок для Белоруссии догнал украинский и туда отправляли четверть всего производимого бензина.

Для самой России, которая потребляет 35 млн тонн бензина в год, потеря белорусских поставок невелика. Еще в 2017 году российские НПЗ вышли на полное обеспечение страны нефтепродуктами и тогда правительство России сняло обязательство с Минска по поставкам нефтепродуктов, производимых из беспошлинной российской нефти. Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков говорил EADaily, что запрет на импорт нефтепродуктов приведет к тому, что цены на них в России не опустятся. «Российские компании в рамках механизма демпфирующей надбавки доплачивают деньги в бюджет, чтобы продавать топливо на внутреннем рынке. А импортный бензин в такую схему не попадает. В итоге бюджет недополучает средства. Кроме того, если импорт будет расти, то компаниям придется сокращать производство топлива на своих заводах, что негативно для показателей как самих компаний, так и общероссийского ВВП», — заметил эксперт.

Источник: EADaily, 27.05.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики