Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Падение цен упростит РФ и Белоруссии достижение нового газового соглашения

Падение цен упростит РФ и Белоруссии достижение нового газового соглашения

Резкое падение цен на энергоносители сказалось на газовых переговорах Москвы и Минска. Так заместитель заведующего кафедрой государственной политики МГУ Максим Вилисов прокомментировал ФБА «Экономика сегодня» последнее заявление руководства «Газпрома» по Белоруссии.

Белоруссия продолжит требовать скидку на газ

Глава компании «Газпром» Алексей Миллер заявил, что его компания готова начать переговоры с белорусским руководством по цене на газ на 2021 год, если Минск выплатит задолженность по счету. Она составляет порядка 165 млн долларов, поэтому это не должно стать препятствием для нового раунда переговоров.

Главной проблемой является обвал цен на нефть и газ, причем если брать продукцию «Газпрома», то котировки в Евросоюзе и мире снизились в прошлом году. Это связано с переизбытком предложения СПГ, которое в 2021 году только увеличится из-за того, что в мире бушует «коронакризис» и наблюдается спад общемирового ВВП.

В апреле на спотовых площадках Великобритании цены на газ падали до 38 долларов за тысячу кубов, а средний уровень цен в Европе был ниже котировок российских газовых контрактов.

Если взять наши энергетические переговоры с Белоруссией, то Минск несколько лет просил для себя цены, как в Смоленской области. Россия на это не шла, потому что такой вариант означал фактическое субсидирование Белоруссии. В Смоленске одна из самых низких цен на газ в РФ за счет субсидий федерального бюджета.

Теперь цены на нефть и газ стали настолько низкими, что для Белоруссии нет смысла накалять переговорный процесс, хотя в Минске от политики требования скидок не откажутся.

«Условия в мире сильно изменились, но для белорусской стороны падение цен не несет ничего хорошего, потому что, если брать нефть и газ, Минск занимается перепродажей либо самого сырья, либо продуктов его переработки. Безусловно, белорусы постараются провести переговоры с Россией таким образом, чтобы зафиксировать цену в новом контракте на газ ниже современной мировой», - резюмирует Вилисов.

По словам Максима Владимировича, политическая составляющая продолжит присутствовать в переговорах, а позиция России ослабла из-за волатильности на мировых рынках и падения потребления энергоносителей.

«Цены на газ следуют за ценами на нефть, поэтому их существенной корректировки ждать не приходится. Энергетика продолжит оставаться одной из главных тем в переговорах с Белоруссией, но летом на первый план выйдут белорусские президентские выборы», - заключает Вилисов. 

Россия и Белоруссия придут к компромиссу

Преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ, ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» отметил, что газовые переговоры с Минском носят перманентный характер и идут даже тогда, когда нет формального повода.

«Газовые переговоры с Белоруссией продолжаются много лет и носят перманентный характер. Они шли в условиях действующих контрактов, когда белорусы пытались пересмотреть их условия. Такая практика Минска как была до коронавирусного кризиса, так и продолжается сегодня. Видимо, белорусы считают, что у них есть возможность надавить на Россию и добиться для себя выгодных параметров поставки», - констатирует Митрахович.

Поводов для спекуляций у белорусов множество – это намеки, что Минск может уйти на Запад, это и эмоциональные аспекты, и многое другое, но Россия и Белоруссия наверняка не поменяют свои отношения.

Российско-белорусский спор идет о ценах, льготах, объемах, сроках, задолженностях, а политическая риторика является любимым инструментом давления Минска и не оказывает влияния на ход переговоров.

«У Белоруссии не настолько сильная позиция, чтобы угрожать России геополитическими изменениями. Для подавляющей части белорусского населения опыт Украины и разворот от России в пользу Запада не выглядят симпатичными и привлекательными. Такие взгляды не пользуются популярностью у белорусов, поэтому Минск может использовать такие заявления в ограниченном размере», - резюмирует Митрахович.

Поэтому Белоруссия не сможет путем переговоров с США и ЕС добиться необоснованного снижения цен «Газпрома». Такой вариант возможен только в рамках пакетного соглашения, от которого Минск ранее отказался.

«Цены на нефть и газ в Европе стали низкими, что упростило переговорную позицию Минска. Белорусы теперь могут говорить о необходимости снижения цены и выдачи новых скидок, потому что в ЕС произошло снижение цены. Газ на хабах сегодня стоит дешево, но это не то сырье, которое может попасть в Белоруссию. Для этого нужно организовать реверс через Германию в Польшу», - заключает Митрахович.

Такое можно предположить только теоретически, пусть и газопровод «Ямал – Европа» сегодня работает в реверс. В долгосрочном варианте все вернется на круги своя, и это прекрасно понимают в Белоруссии.

«Совершенно не факт, что низкие цены на газ будут продолжительными, поэтому Минску важно добиться соглашения с Москвой, а «Газпром», видя, какие цены стоят в ЕС, не будет этому препятствовать», - констатирует Митрахович.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 29.05.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики