Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газовая война с Польшей: какова стратегия "Газпрома" в этой битве

Газовая война с Польшей: какова стратегия "Газпрома" в этой битве

"Газпром" вновь прекратил качать газ через Польшу. Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков рассказал, восстановится ли в будущем транзит или теперь это станет постоянной схемой российской компании.

В четверг, 28 мая, транзит газа по трубопроводу "Ямал – Европа" снова был прекращен. Как сообщили операторы Германии и Польши, мощности трубопровода на четверг не были забронированы.

По сведениям оператора Gascade, принимающего газ на территории Германии, прием топлива в пункте "Мальнов" на границе Польши и ФРГ был прекращен утром в 6:00. До этого момента поставки происходили в 11,5 млн киловатт-часов, или 1,1 млн кубометров газа в час. При этом с 7:00 был возобновлен реверс топлива в Польшу. Его объем составил 2 млн киловатт-часов.

Польская платформа по распределению мощностей GSA Platform сообщила, что на газовые сутки четверга (с 6:00 четверга по 6:00 пятницы) мощностей забронировано не было, и доступными оставались 38,3 млн киловатт-часов.

В беседе с Baltnews ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков рассказал, что в ближайшем будущем поставки через Польшу продолжатся. Тем более, что Варшава все еще приобретает российский газ.

"Сейчас газ покупают. Когда мы говорим об остановке "Ямал – Европа", мы имеем в виду остановку транзита из Польши в Германию. То есть по территории Белоруссии газ идет, дальше попадает в Польшу, Польша его потребляет. Это дальше в Германию топливо не идет", – объяснил Юшков.

В дальнейшем у "Газпрома" действительно появится возможность выбирать, какой маршрут загружать больше.

"Изначально, когда строились обходные газопроводы (вроде "Северного потка–2" – прим. Baltnews), предполагалось, что будет остановлен транзит через Украину. Тогда оставшиеся трубы будут нормально загружены. Сейчас же есть пятилетний контракт с Украиной. В следующем году требования будут несколько другие, конечно. То есть в этом году "Газпром" должен прокачать 65 млрд кубов, а в следующем только 40. Но тем не менее все будет зависеть от закупки газа европейцами", – отметил эксперт.

Если ситуации этого года с переполненностью газовых хранилищ и слишком теплой зимой не повторится, то "Газпром" будет максимально использовать и транзит через Польшу.

"Я думаю, что и польский [транзит] через несколько дней нормально заработает, потому что "Газпром" законтровал на июнь около 94% мощностей. Правда, непонятно – зачем? Ведь можно было бы сократить поставки газа через Польшу, большого спроса в Европе нет, украинский маршрут нужно загружать, потому что у "Газпрома" там контракт с условием "качай или плати". То есть даже если компания не будет качать – все равно заплатит. И уж лучше было в таком случае другие маршруты ограничить", – заметил Юшков.

2020 год может быть проблемным у "Газпрома" – некоторые газопроводы будут полностью не задействованы, полупустой окажется нитка "Турецкого потока", потому что Турция закупила слишком много СПГ.

Южное направление тоже останется практически незадействованным. В следующем году, считает Юшков, ситуация улучшится. В том числе и потому, что снимется почти треть прокачки с украинского маршрута. Это позволит "Газпрому" вновь выгодно перераспределить мощности.

Источник: Baltnews.ee, 29.05.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики