Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Для «Газпрома» в 2020 году «Северный поток — 2» будет лишней мощностью»

«Для «Газпрома» в 2020 году «Северный поток — 2» будет лишней мощностью»

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности — о том, как США намерены не дать ход «Газпрому» через «Северный поток — 2».

Сорвут ли новые санкции США стройку «Северного потока — 2»? Похоже, что нет: об этом заявляют российские власти, да и сама природа санкций предполагает, что газопровод построят. Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков специально для «Реального времени» объясняет, что истинная угроза санкций в другом: вместо срыва стройки США распугают потенциальных клиентов этого проекта.

Сейчас обсуждается вопрос об ужесточении санкций со стороны США в отношении «Северного потока — 2», но непонятно, будет ли это, когда это будет и какие конкретно санкции будут применяться. Пока что мы видим решимость со стороны Соединенных Штатов применить новые санкции, но я думаю, что европейцы будут лоббировать свои интересы — а европейцы хотят, по крайней мере, иметь возможность использовать «Северный поток — 2». Довольно долгое время они успешно отбивались от американских санкций, но тем не менее внутренняя борьба республиканцев и демократов привела к тому, что эти санкции в итоге были приняты. Это привело к тому, что швейцарская компания Allseas свой трубопрокладчик все-таки увела.

Какие варианты санкций пока что называются? Это, во-первых, введение запрета на обслуживание газопровода. Это, кстати, тоже показательный момент: получается, американцы верят в то, что Россия сможет достроить газопровод своими силами. Но Россия в целом и сама сможет проводить обслуживание газопровода, по крайней мере «Газпром» является лидером среди российских компаний в вопросах импортозамещения — полностью заместились по трубам, и оборудование у них есть, чтобы диагностику газопровода проводить.

Более интересный вопрос — это санкции против компаний, которые будут покупать газ, поступающий по «Северному потоку — 2». Здесь очень такой тонкий момент, заключается он вот в чем: эти санкции смогут работать, только если «Северный поток — 2» не получит исключения из-под норм Третьего энергопакета (действующее с 2009 года антимонопольное законодательство, которое, в частности, предполагает следующее: газопроводы на территории ЕС должны принадлежать не тем, кто добывает и продает газ, а независимым компаниям, — прим. ред.). Пока что по решению немецкого регулятора «Северный поток — 2» из-под этих норм не выводится. Участок в пределах 12 миль от берега Германии попадает под нормы регулирования.

Эта ситуация требует, чтобы был независимый оператор газопровода — то есть «Газпром» должен передать трубопровод в управление компании, которая ему не принадлежит — и чтобы «Газпром» загружал этот участок только на 50% мощности. Это делается, чтобы возникала конкуренция (хотя на этом участке никакой конкуренции возникнуть не может).

Но «Газпром» может это обойти: либо на входе в газопровод еще продавать кому-нибудь половину газа, либо уже там, где начинается 12-мильный участок. Если бы «Газпром» все 100% загружал сам, а точка передачи была бы в Австрии, то тогда отследить, кто конкретно покупает газ по «Северному потоку — 2», было бы невозможно. Потому что в Австрии, помимо «Северного потока- 2», проходит еще и линейка «Северного потока — 1», и вторая линейка «турецкого потока», и еще ближайшие 5 лет будет приходить газ через Украину. И понять, кто чей газ там берет, и какой газ пришел по «Северному потоку — 2», невозможно.

Если же будет действовать Третий энергопакет и «Газпром» будет пытаться обойти ограничения вышеупомянутым способом, то тогда будет понятно, чей газ будет в трубе — такая-то и такая-то компания европейские. И их можно будет завести под санкции. И тут будет комплексный подход: с одной стороны применение европейского антимонопольного законодательства, которое применяется де-факто как санкции, и возможных американских ограничений. В этом, я думаю, и есть риск. Что еще можно придумать в отношении «Северного потока — 2», я затрудняюсь сказать.

«Газпрому» логично начать работу над «Северным потоком — 2 уже сейчас. Летом море спокойное и можно работать с максимальной скоростью. Ну и не стоит сидеть и ждать, пока американцы примутся за ограничения и будут ставить палки в колеса.

Надо добавить, что для «Газпрома» в 2020 году «Северный поток — 2» будет лишней мощностью. У «Газпрома» есть еще жесткий контракт на транзит через Украину, там очень жесткое условие «качай или плати», поэтому «Газпром» вынужден загружать довольно плотно. С учетом низкого спроса на европейском рынке, у «Газпрома» и так возникает профицит мощностей.

Однако «Северный поток — 2» надо воспринимать как стратегический проект. Он должен дать «Газпрому» « возможность выбора, каким маршрутом поставлять газ в Европу. Пока что Украина остается безальтернативным транзитером, без нее «Газпром» не может исполнить контракты перед европейцами.

Автор: Александр Артемьев

Источник: Реальное время, 29.05.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики