Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Северный поток – 2» поссорил Трампа с Меркель

«Северный поток – 2» поссорил Трампа с Меркель

Президент США Дональд Трамп был в ярости после разговора с канцлером ФРГ Ангелой Меркель, пишут СМИ. Лидер ФРГ сначала возразила Трампу по реализации проекта «Северный поток – 2», а потом отказалась приезжать в Вашингтон на саммит G7. США пытаются остановить строительство газопровода, но Германия отстаивает проект. Какие аргументы должны были прозвучать в ходе разговора двух лидеров и кто в итоге окажется победителем?

На этой неделе в ходе телефонного разговора президент США Дональд Трамп и канцлер ФРГ Ангела Меркель бурно спорили о НАТО, отношениях с Китаем, а также о реализации проекта «Северный поток – 2». Информацию об этом получили накануне американские СМИ от высокопоставленного сотрудника администрации Трампа.

Во время разговора Меркель также отклонила приглашение американского лидера приехать в июне на саммит G7. Как сообщил в субботу официальный представитель правительства ФРГ Штеффен Зайберт, Меркель «не может согласиться на личное присутствие, на поездку в Вашингтон», учитывая общую ситуацию с пандемией коронавируса.

Как пишет американское издание Politico, после отказа Меркель Трамп был в ярости и позвонил президенту Франции Эммануэлю Макрону, чтобы выразить ему свое негодование. В марте Белый дом объявил, что из-за пандемии июньская встреча лидеров G7 в Кэмп-Дэвиде не состоится, но пройдет в формате видеоконференции. Позднее в США передумали и перенесли саммит на конец июня. При этом в администрации пообещали «защитить» лидеров G7 от коронавируса.

США выступают против строительства «Северного потока –2», рассчитывая продвигать в Европе собственный сжиженный природный газ. Кроме того, Вашингтон выражает таким образом поддержку Украине и выступает за сохранение транзита российского газа по ее территории. В конце прошлого года американские власти приняли санкции против компаний, участвующих в прокладке газопровода. В результате швейцарская Allseas остановила работы и отвела свои суда-трубоукладчики.

В ответ на это в России заявили о возможности самостоятельно завершить проект с помощью трубоукладчика «Академик Черский», который требуется дополнительно оборудовать. В пятницу трубоукладчик вернулся в немецкий порт Мукран – логистический центр проекта. На этой неделе пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сообщил, что Россия не меняла планы по «Северному потоку», и к любым «санкционным упражнениям» относится негативно.

Газопровод «Северный поток – 2» от российского побережья через Балтийское море до Германии предполагает строительство двух ниток мощностью 55 млрд кубометров в год. Германия изначально встала на сторону Москвы и называет проект исключительно экономическим.

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков убежден, что спор Трампа с Меркель возник в результате попыток канцлера надавать на Трампа и получить гарантии того, что «Северный поток – 2» будет достроен и американцы не введут санкции против дальнейшей эксплуатации газопровода.

«Звучали предположения, что США могут подготовить санкции, которые будут не только запрещать участвовать в обслуживании газопровода, если он будет достроен, но и покупать газ, который пойдет по «Северному потоку – 2», – сказал Юшков газете ВЗГЛЯД.

Эксперт подчеркивает, что эти угрозы непосредственно касаются Германии, потому что именно европейские компании планируют покупать этот газ. Другой спорный вопрос мог быть связан с тем, что газопровод будет выходить на берег Германии, и Берлину придется нести часть ответственности за техническую эксплуатацию трубы. «И что получается – вводить под санкции немецкие компании? 

Меркель хочет достроить этот газопровод, потому что он повышает надежность газоснабжения Германии и Европы в целом, повышается статус Германии, как транзитной страны. 

Санкции против «Северного потока – 2» нужны для того, чтобы ограничить поставки российского газа в Европу, то есть запереть Россию на украинском транзите. А дальше украинский транзит можно перекрывать под разными предлогами. Из-за этого в Европе возникнет дефицит дешевого газа, цены возрастут и можно будет рентабельно поставлять американский сжиженный газ в ЕС, потому что все нынешние поставки нерентабельны... В споре с Трампом Меркель выполняет обязательства, которые она брала на себя», – пояснил Юшков.

В свою очередь президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов добавляет, что «Северный поток – 2» остается одним из самых серьезных раздражителей в немецко-американских отношениях. Трамп находится в непростой ситуации в связи с предстоящими в ноябре президентскими выборами. «У Трампа низкий рейтинг, он проигрывает будущему вероятному сопернику Джо Байдену. А из-за пандемии коронавируса около 40 млн граждан потеряли работу. Это примерно четверть всего трудоспособного населения США. Эти цифры соизмеримы с Великой депрессией», – сказал Абзалов газете ВЗГЛЯД.

По словам эксперта, наступила завершающая стадия борьбы за «Северный поток – 2».

Это связано не только с достройкой морской части газопровода, но и с тем, что Германию в скором времени покинет американский посол Ричард Гренелл, который был одним из главных проводников вашингтонской политики. Давление США на Берлин увеличивается в связи с постепенным отказом Германии от угольной и атомной энергетики. В будущем потребности в газе будут только расти, их невозможно утолить с помощью украинского транзита и поставок из «Турецкого потока» и «Северного потока – 1». Ставка на альтернативные источники дорогой энергии в ситуации низких цен на энергоносители также не оправдывает себя. Поэтому своими требованиями Трамп фактически сдерживает возможности Евросоюза по экономическому росту.

«На этом фоне доступ к дешевому российскому газу – очень перспективная история. Тем более для восстановления немецкой промышленности после завершения пандемии потребуется большое количество энергоносителей. Поэтому у Трампа остается последний способ – это напрямую давить на Меркель. Но после пандемии Германия думает уже о своих интересах, прекрасно понимая, что никто не будет предоставлять ей экономических преференций», – считает Абзалов.

Юшков тоже подчеркивает, что стратегическая задача для Германии – получить возможность покупать газ напрямую у России. «Если покупать дорогой американский газ, то увеличивается себестоимость любых других товаров. И вся европейская экономика будет менее конкурентоспособна по сравнению с американской, которая пользуется более дешевым сланцевым газом», – пояснил эксперт.

Абзалов считает, что прозвучавший в ходе беседы отказ Меркель поехать на саммит G7 в США объясняется нежеланием участвовать в мероприятии, которое могло бы стать для Вашингтона «белорусским парадом Победы». «Трампу необходимо показать, что его страна выходит из коронавирусной инфекции. А крупных мероприятий до ноября крайне мало. Трамп многое ставил именно на саммит», – пояснил Абзалов.

По словам эксперта, для Трампа саммит был бы возможностью показать свою политическую мощь. Но Меркель в первую очередь думает о своих избирателях, а не Трампа.

«Президент США хочет отыграть концепцию – весь Запад против Китая... Но Меркель это невыгодно. На фоне сложной экономической ситуации ехать на саммит было бы крайне странно. Границы в ЕС на внешнем контуре закрыты, и получается, что Меркель единственная, кто полетела бы вовне, это было бы негативно воспринято немцами, которые увидели бы в этом двойные стандарты», – заключил политолог.

Автор: Андрей Резчиков

Источник: Взгляд, 30.05.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики