Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Почему Украине не стоит ждать новых контрактов на транзит газа

Почему Украине не стоит ждать новых контрактов на транзит газа

Киеву не стоит ожидать продления транзитного договора после его окончания. Украинская ГТС больше не внушает доверия ни России, ни Европе.

Украине не следует рассчитывать на продление транзитного договора с РФ после его окончания, полагает киевский эксперт по энергетике Дмитрий Марунич.

Когда будут завершены "Северный поток–2" и вторая нить "Турецкого потока", уверен он, транзит через украинскую территорию будет сведен к минимуму уже в ближайшие годы.

Как выразился Марунич, последний повод для оптимизма – утвержденный в конце 2019 года транзитный контракт с "Газпромом", действующий до конца 2024 года. По нему Киев может поставлять около 40 млрд кубометров газа в год.

"Это единственный позитивный момент для Украины. Никаких других, к сожалению, нет. "Газпром" поставит крест на украинской ГТС, если объемы поставок в Европу будут стабильны либо упадут", – сказал Марунич "Экономике Сегодня".

Эксперт уверен – "Северный поток–2" будет завершен. В нем заинтересованы европейские страны, что подтверждается их значительными вложениями в строительство трубопровода. Кроме того, в пользу "Северного потока-2" говорит и то, что новый трубопровод более экологичен, а также не потребует дополнительных вложений за прокачку топлива.

"У "Северного потока–2" даже нет ставки транзита – там есть амортизационные отчисления участникам проекта. И у конкурентов "Потоков" стоимость транзита априори выше. Экология хуже – это тоже правда, за счет использования большого количества компрессорных станций, сжигающих газ и выбрасывающих CO2. Для Европы это далеко не последний аргумент", – заключил Марунич.

Ранее в комментарии Baltnews ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков рассказал, что "Северный поток–2" в обеспечит энергетическую безопасность Европы:

"Ни для никого не секрет, что "Северный поток–2 заменяет украинскую ГТС. Другой вопрос, что это делается не для того, чтобы навредить Украине. Это не политический проект, "Северный поток–2" оптимизирует поставку газа в Европу. Украинская труба очень старая, ей около 40 лет. Кроме того, Украина сама по себе страна нестабильная – постоянные государственные перевороты, куча националистов в политике", – отметил Юшков.

"Мы помним, как один из лидеров националистического движения призывал взрывать газокомпрессорные станции. Более того, на Украине – по сути с одобрения руководства страны – были взорваны линии электропередачи (ЛЭП) в Крыму, прекратилась подача электроэнергии на полуостров. То есть это были не официальные санкции, не было отказа от продажи электроэнергии, ведь тогда существовал контракт между Украиной и Россией о том, что они поставляют в Крым электричество. И тут какие-то люди пришли и взорвали ЛЭП, а потом не подпускали бригады, чтобы они их восстановили", – добавил он.

Поэтому, подчеркивает эксперт, Германия прекрасно осознает, что Украина как страна-транзитер создает дополнительные риски.

Источник: Baltnews.lv, 30.05.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики