Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Контракт с Грецией стал контрударом России по TANAP и СПГ

Контракт с Грецией стал контрударом России по TANAP и СПГ

Долгосрочный контракт с Грецией необходимо признать успехом «Газпрома», считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

Контракт с Грецией является успехом для «Газпрома»

Компания «Газпром экспорт» подписала с греческой компанией Mytilineos S.A. долгосрочный контракт на поставку природного газа. На основе этого соглашения российский газ будет приходить в Грецию с 2020 по 2030 годы.

Компания Mytilineos S.A. не формирует весь греческий импорт российского газа, но в 2019 году она закупила у «Газпрома» 588 млн кубов.

Данный контракт важен для России, поскольку поставки газа в Грецию теперь будут осуществляться по новому газопроводу «Турецкий поток».

«Для «Газпрома» это соглашение является стратегическим, причем как по маршруту, так и по факту его долгосрочного характера. Сейчас ряд государств заявили об отказе от долгосрочных контрактов с «Газпромом». Они продолжат работать с Россией, но будут делать это на другой коммерческой основе путем спотовых сделок», - заключает Юшков.

Часть потребителей хотят заменить долгосрочные контракты на краткосрочные соглашения, где цены определяются котировками на рынке здесь и сейчас, а не сложной системой формирования цены, которую ранее предлагал «Газпром».

«Пока не ясно, какая будет система ценообразования в новом контракте России и Греции, но если вспомнить предыдущий опыт, то спотовая составляющая в нем также играла определенную роль. В последних контрактах с Италией цены были привязаны к рыночным котировкам, т.е. все к тому же споту, поэтому данный порядок становится нормой», - резюмирует Юшков.

Перед нами естественное желание потребителей, поскольку ситуация на европейском газовом рынке за последние десять лет изменилась. Во-первых, не оправдались прогнозы по росту потребления газа. Во-вторых, цены на голубое топливо упали до минимумов, из-за чего долгосрочные контракты становятся невыгодными, а в-третьих, увеличилось предложение СПГ, и это реальная альтернатива.

СПГ не заменит российский газ в ЕС, причем мы это и увидели на примере нового соглашения с Грецией, но ситуативно он может повлиять на объем закупок нашего сырья в Европе. Именно это и происходит в 2019-2020 годах.

«В рамках нового контракта для Греции будет изменена система ценообразования и маршрут доставки. Важно, что греки не отказались от сотрудничества с РФ несмотря на свое желание диверсифицировать поставки. Например, это контракт на поставку газа из Азербайджана по TAP-TANAP. Азербайджанский газ будет приходить в Турцию, а затем по млрд кубов получат Греция и Болгария», - констатирует Юшков.

Подписание долгосрочного контракта между «Газпромом» и греческим контрагентами подтверждает, что российский газ продолжит поставляться в эту страну. И это логично для греков. У азербайджанцев есть проблемы с добычей газа, и он у них выходит достаточно дорогим, поэтому Афины не будут делать стратегическую ставку на Баку.

«Греция в год закупает от 3 до 5 млрд кубов газа – примерно столько же, сколько идет в Болгарию, но греческий газовый рынок больше. Поэтому данный контракт дает «Газпрому» возможность побороться за дополнительные объемы», - заключает Юшков.

По словам Игоря Валерьевича, единственной сложностью в сотрудничестве с Грецией являются постоянные проблемы греческой экономики. У греков часто нет денег, но газовые контракты защищены международным правом.

Развитие «Турецкого потока» тормозит Болгария

Данная новость позволяет поставить вопрос о том, как обстоят дела с европейским продолжением «Турецкого потока». По плану инфраструктура должна была быть готовой уже в начале 2020 года, но подозрительная политика Болгарии тормозит этот процесс.

Болгария является виновником провала «Южного потока» и не выполняет своих обязательств по «Турецкому потоку». София должна была построить интерконнектор через свою территорию до Сербии, чтобы газ пошел в Венгрию и в австрийский хаб «Баумгартен».

Болгары задержали строительство интерконнектора и оправдывали это тем, что у них возник спор хозяйствующих субъектов, но к весне он был разрешен, после чего Европу поразила пандемия COVID-19, которая вывела из строя старый континент.

«Болгары обязаны достроить интерконнектор, поскольку он соответствует законам ЕС. «Газпром» не владеет и не строит эту инфраструктуру. Была проволочка, которая не позволила запустить вторую нитку «Турецкого потока». Изначально был объявлен тендер, где «Газпром» объявил о том, что он поставит газ в точку на границе ЕС, чтобы он затем пришел внутрь объединения», - резюмирует Юшков.

После этого по европейским законам оператор обязан построить газопровод, поэтому у Болгарии обязательства по данному газотранспортному проекту не только перед Россией и «Газпромом».

«Был объявлен тендер, который выиграла компания, предложившая самую низкую цену. У болгар это вызвало «подозрения», после чего София целый год проводила расследование, которое признало изначальное предложение. Поэтому строительство болгарского участка началось поздно, но в 2020 году болгары должны достроить участок до Сербии, где сам «Газпром» построил интерконнектор», - констатирует Юшков.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 01.06.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики