Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > От имени США: Катар надавит на Россию в Европе своим газом

От имени США: Катар надавит на Россию в Европе своим газом

Катар заказал строительство более 100 газовозов и подтвердил, что собирается к 2027 году увеличить производство СПГ на рекордные 49 млн тонн в год (67 млрд кубометров). Эксперты полагают, что королевство своей экспансией прежде всего ударит по второй волне американских проектов СПГ. Однако Катар уже агрессивно выдавливает Россию из Турции, а год назад нынешний министр энергетики США договаривался в Дохе о том, чтобы ближневосточный гигант подвинул Россию на европейском рынке и, прежде всего, в Германии.

На этой неделе Qatar Petroleum подписала три соглашения с южнокорейскими судоверфями Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering (DSME), Hyundai Heavy Industries (HHI) и Samsung Heavy Industries (SHI) о строительстве целого флота танкеров СПГ. Катарская госкомпания зарезервировала себе 60% мировых мощностей по производству газовозов до 2027 года. За $ 19 млрд южнокорейцы построят более 100 газовозов, которые будут развозить катарский СПГ по всему миру. 

Во время подписания соглашений с южнокорейскими партнерами в режиме видеоконференции министр по делам энергетики Катара и президент Qatar Petroleum Саад Шерида Аль-Кааби заявил, что новый флот газовозов понадобится Катару под его программу экспансии. «Мы движемся на всех парах к увеличению добычи на Северном месторождении, чтобы нарастить мощности по производству СПГ с 77 млн тонн до 126 млн тонн к 2027 году. Это позволит обеспечить дополнительные поставки чистой энергии всему миру во времена, когда инвестиции в нее необходимы как никогда. Соглашения по танкерам обеспечат наши будущие потребности», — заявил глава энергетического ведомства Катара.

Аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Калачев считает, что Катар придерживается вполне разумной стратегии и, главное, успешно реализует ее. «Рынок СПГ — динамично растущий, высоко мобильный, лишенный тех географических ограничений, которые присущи трубопроводным поставкам природного газа. Катар остается лидером этого рынка и намерен упрочить на нем свои позиции, используя имеющиеся у него преимущества — низкую себестоимость добычи газа, производства и транспортировки СПГ. Используя собственный танкерный флот, он способен в ценовой войне вытеснить с рынка низкорентабельные проекты других производителей СПГ, а в ряде регионов успешно конкурировать с трубопроводными поставками. Имея такие преимущества, расширять производство и увеличивать количество танкеров — верный ход», — говорит эксперт.

Амбиции Катара по расширению производства СПГ на 60% угрожают в первую очередь новым проектам в сфере СПГ и , прежде всего, второй волне американских заводов, считает заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач. «Они будут вынуждены конкурировать за инвестиции и контракты с более дешевым катарским проектом», — полагает замдиректора ФНЭБ.

Аналитик по энергетике Александр Собко считает, что американцы нервно воспримут последние заявления Катара. «Это означает достаточно низкие цены на СПГ и газ в среднесрочной перспективе и большой привет многим (проектам) американским заводам», — написал эксперт в Facebook. Александр Собко предполагает, что подсластить пилюлю смогут разве что участие американских ТНК в катарских стройках и продажа технологий сжижения американских компаний. По его мнению, в катарском сценарии давление на будущие цены на СПГ вновь возрастёт и они едва ли поднимутся в среднем выше $ 210−250 долларов за тысячу кубометров, хотя многое еще будет зависеть от спроса. 

Катар присутствует на тех же рынках, что и российские газовые компании, и его экспансия ощущается ими в Европе и Китае, замечает аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Калачев. «У „Газпрома“ и „Новатэка“ есть некоторые возможности для повышения эффективности и конкурентоспособности за счет льгот и преференций, предоставляемых государством. „Новатэк“, имея преференции для промышленного освоения Арктики, также расширяет производство СПГ и наращивает танкерный флот ледового класса, чтобы воспользоваться преимуществами Северного морского пути для выхода на рынки ЮВА. А пока достаточно интенсивно расширяет свой бизнес в Европе. Преимущество „Газпрома“ в огромных запасах газа и избыточных мощностях экспортных трубопроводов, к которым привязаны его ключевые потребители. Он также мог бы эффективно снизить затраты или воспользоваться налоговыми льготами для того, чтобы побеждать СПГ в ценовой войне. Не исключаю, что такое может произойти», — отмечает Алексей Калачев. Александр Собко добавляет, что в отличие от США Россия, так же, как и Катар, получает дополнительную прибыль от сопутствующей продажи конденсата, что влияет на операционную себестоимость. У «Газпрома» при этом большая часть трубопроводов находится под его контролем, и по операционным затратам ему оказывается выгодно продавать по ценам в $ 50−55 за тысячу кубометров.

Тем не менее, считает Алексей Калачев, низкие экспортные цены и дополнительные налоговые льготы — это прямые потери государственного бюджета: «В этом одна из главных угроз со стороны экспансии СПГ Катара на мировых газовых рынках».

Тем временем Катар уже сейчас проводит экспансию именно в тех странах, которые являются крупнейшими потребителями российского газа. Так, в марте катарцы серьезно подвинули «Газпром» на турецком рынке. Если Доха увеличила по сравнению с прошлым годом поставки почти втрое, до 786 млн кубометров, и заняла почти 20% рынка, то импорт российского газа упал в 3,5 раза до 389 млн кубометров, а доля «Газпрома» снизилась до 10%.

О том, что экспансия Катара может быть избирательной и направленной на вытенснение России, могут говорить события почти полуторагодовой давности. Тогда нынешний министр энергетики США Дэн Бруйетт в качестве заместителя главы энергетического ведомства посетил Доху, чтобы обсудить политику Катара в Европе. Как сообщало агентство Reuters, США предложили королевству бросить вызов России на европейском газовом рынке и снизить ее влияние в регионе.

«Мы ведем переговоры с министром Кааби о рынках, особенно Европе, о поставках газа. Они очень заинтересованы в этом, как и мы. И это очень связано с обсуждениями вокруг «Северного потока — 2», — сказал Дэн Бруйетт, добавив, что газопровод увеличит зависимость Германии от российского газа, но немцы приняли решение о строительстве первого терминала СПГ и это нивелирует российское влияние. А на днях посол Германии в Катаре Ганс-Удо Музел заявил местной газете The Peninsula, что обе страны собираются укрепить сотрудничество, а Катар уже вложил в немецкую экономику 35 млрд евро, и энергетика — одно из главных направлений. С декабря прошлого года немецкая Uniper ведет переговоры с Qatar Petroleum о поставках СПГ на будущий терминал.

Будут ли катарцы увеличивать производство единолично или совместно с кем-то, неизвестно. Известно другое. Общая доля американских компаний в проектах катарской Qatargas в составе Qatar Petroleum составляет 23% (или 17,7 млн тонн). Так, в 12 из 14 линий по сжижению газа от 10% до 30% имеет крупнейшая в мире публичная нефтегазовая компания ExxonMobil. В Европе она является крупнейшим совладельцем двух терминалов СПГ в Италии и Великобритании, и, например, Adriatic LNG мощностью 8 млрд кубометров в год был построен для приема в основном катарского СПГ. Осенью прошлого года же Qatar Petroleum полностью забронировал терминал в бельгийском Зебрюгге мощностью 9 млрд кубометров до 2044 года.

Источник: EADaily, 03.06.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики