Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Проводить газ бесплатно никто не будет» — эксперт о подключении граждан к газу без привлечения их средств

«Проводить газ бесплатно никто не будет» — эксперт о подключении граждан к газу без привлечения их средств

Владимир Путин поручил «Газпрому», правительству и региональным органам власти сформировать источники финансирования для подключения граждан к газораспределительным сетям «без привлечения их средств». Он также поручил завершить газификацию к 2024 году и 2030 году. Будет создана рабочая группа для исполнения поручений. Ответственным за это назначен Игорь Сечин. Стопроцентной газификации в России не будет никогда, заявил в разговоре с The Insider эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

Не думаю, что здесь речь идет о том, что гражданин напишет заявление «Подключите мне газ», и ему кто-то за чей-то счет все это сделает. Возможно, имеется в виду, что "Газпром" не сможет повышать тарифы. То есть «Газпрому» дали поручение — увеличить масштабы газификации. Он это делает, но откуда-то надо взять деньги. Поручение Путина, вероятно, касается запрета повышать тарифы на газ.

Сейчас «Газпром» никакого отношения к проведению газа конечному пользователю вообще не имеет. Он не занимается газификацией непосредственно домов, он занимается газификацией населенных пунктов: дает деньги на строительство больших газопроводов, которые приходят к населенному пункту, а дальше внутри населенного пункта по улицам газ растягивают уже, как правило, всякие Облгазы, на это идут деньги муниципалитетов.

Это происходит за счет региона, за счет местных бюджетов. И в этом основная проблема. Именно поэтому у нас не так много газифицированных домов чуть подальше от центра. Не хватает денег на местах. И это не ответственность «Газпрома».

Как все это работает на практике? Человеку дали технические условия на подключение. Там написано, что здесь есть труба, в ней есть вот такое давление, тебе мы выделяем такой-то объем газопровода, давай, подключайся. Человек звонит в какую-нибудь контору, которая подключает газ. Они говорят: «Тебе это будет стоить 10 млн». Он говорит: «Как же так? Мне 10 метров надо провести до дома». А они говорят: «Ничего не знаем, 10 млн. Такая рыночная цена». Он звонит в соседнюю контору, а ему говорят: «Нет, ты вот первому звони, Иван Иванычу, он у тебя на улице работает». То есть в реальности все эти конторы поделили между собой рынок.

И постепенно государство поняло, что это не просто услуга, население воспринимает это не просто как услугу. Тема газификации — это тема социальной справедливости, и она очень политизирована. То есть все мыслят так: мы самая большая газовая страна в мире, у нас самые большие запасы, мы снабжаем всю Европу газом, а сами сидим без газа. А если хотим подключиться, с нас требуют миллионы. И государство наконец-то это поняло, и пытается хоть как-то жизнь населения улучшить.

И газификация — это очень удачная вещь, которой можно относительно дешево сделать жизнь населения сразу же ощутимо лучше. То есть ты подключаешь человеку в дом газ — и он сразу чувствует, что ему жить стало проще. То есть это мгновенное ощущение того, что что-то в твоей жизни поменялось к лучшему. И это очень удачная вещь в плане процесса транзита власти: население не беспокоится по поводу стабильности в политической системе в 2024 году, а взамен получает определенное улучшение жизни. В частности — газификацию.

О стопроцентной газификации речи не идет вообще. Я думаю, что мы выйдем где-то 80-86% газификации — и на этом все остановится. Потому что 100% — это значит мы должны взять деньги «Газпрома» и построить какой-нибудь гигантский по протяженности газопровод к удаленному населенному пункту на берегу Северного ледовитого океана. Это может стоить, допустим, 10 млрд рублей, чтобы снабжать два дома. Наверное, это не самое правильное решение. Поэтому у нас стопроцентной газификации не будет никогда.

Почему Путин озвучил такие сроки, тоже понятно. К 2024 году надо отчитаться перед населением о том, что было в предыдущий электоральный цикл, что ты сделал в период правления. А 2030 год — это обещание улучшить те самые результаты.

Другой вопрос, что есть, например, Ленинградская область, где по-моему, меньше 50% сейчас газификации. И вот тут совершенно непонятная история, это нужно исправлять.

В рабочей группе для исполнения поручения ответственным назначен Сечин. Понятно, что «Газпром» находится в конфликте. Сечин и Миллер — это аппаратные конкуренты. Может быть, в этом и логика, потому что Путин любит устраивать такие сборные салатники и внутри министерств зачастую, и провоцировать аппаратные конфликты, чтобы сохранять свою роль верховного арбитра, который эти конфликты разрешает в дальнейшем.

Автор: Алёна Королёва

Источник: The Insider, 05.06.2020

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики