Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Углеводородный демарш Белоруссии ускорит интеграцию с Россией

Углеводородный демарш Белоруссии ускорит интеграцию с Россией

Отказ белорусской экономики от углеводородов нереален, считает преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ, ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович.

Белорусская углеводородонезависимость вызывает сомнения

Премьер-министр Белоруссии Роман Головченко призвал в белорусском парламенте избавить страну от углеводородной зависимости.

Головченко считает, что в условиях новой реальности, когда Белоруссия переходит к мировым ценам на энергоносители, это является основной стратегической задачей Минска в его экономической политике.

Перед нами политическое заявление нового главы белорусского кабмина, которого в Минске назначили аккурат перед августовскими президентскими выборами. В рамках этого события президент Белоруссии Александр Лукашенко активно раскручивает тему борьбы Минска с зависимостью от ценовой политики Москвы по поставкам нефти и газа.

Минск развел бурную деятельность по покупке нефти через терминалы Польши и Украины, демонстрируя этим перспективу отказа от поставок из России. Объемы сравнительно небольшие, но белорусам важен политический подтекст.

На практике это мало соответствует действительности – если брать нефть, то Минск закупает 25 млн баррелей в год, причем 17-18 млн из них идут на переработку и экспорт. В этой стране расположено два крупных НПЗ, которые делают из российского сырья нефтепродукты для продажи за рубеж. По разным оценкам этот источник дает Минску от 2 до 5 млрд долларов ежегодно.

Фактически это косвенная дотация белорусам со стороны Москвы, поскольку благодаря тому, что Белоруссия не платит российской экспортной пошлины, она получает от этой торговой схемы сверхприбыль. Сейчас данный вопрос поставлен под сомнение после начала налогового маневра в России, но белорусы все равно из-за логистики не смогут отказаться от российских нефти и газа.

Альтернативных России поставщиков газа у Белоруссии нет – для этого нужно построить специальный интерконнектор, а если брать нефть, то любые закупки на мировом рынке окажутся для Минска дороже непремиальных российских цен.

Белоруссия не имеет собственной нефтедобычи, а ее газодобыча находится на минимальном уровне и не сможет обеспечить потребности белорусского экспорта и даже скромного внутреннего рынка.

«Не знаю, как белорусы собираются отказываться от углеводородной зависимости. Они могут вложить деньги в возобновляемые источники энергии и перейти на электромобили за счет белорусского бюджета. Для этого нужно взять где-нибудь в долг деньги – может быть, у китайцев, европейцев или у Саудовской Аравии», - заключает Митрахович.

Тогда уровень зависимости от углеводородов в Белоруссии будет снижен, но все равно останется производство масел, нефтехимия и газохимия, которые продолжат нуждаться в значительных объемах углеводородного сырья.

«Можно еще не производить, а покупать азотные удобрения, которые делаются из газа, у других государств», - резюмирует Митрахович.

Углеводороды приносят Белоруссии стабильный доход

Не надо забывать и про предложение Москвы о продаже белорусских НПЗ «Роснефти» или другой российской компании. В результате работа этих предприятий вместе с нефтепереработкой перестанет быть заботой Минска, но Лукашенко и белорусское правительство не один раз отказывались от такого варианта. Он предлагался Россией для того, чтобы прекратить постоянные трения с Белоруссией по ценам на нефть.

«Белорусы, перерабатывая и транзитируя российскую нефть, зарабатывают на этом деньги, но если представить, что европейцы или китайцы предоставят им кредиты, то в Минске могут пожертвовать нефтяной практикой. Взаимодействие с Россией приносит Белоруссии деньги, поэтому избавление от углеводородной зависимости возможно, если Пекин даст Минску кредит в 1 трлн долларов», - констатирует Митрахович.

По словам Станислава Павловича, разумным решением для Белоруссии является продолжение торгово-экономической кооперации по углеводородам как с Россией, так и с другими государствами Европы и мира.

«Белоруссия продает нефтепродукты в соседние страны – Евросоюз, Украину – и на этом зарабатывает приличные деньги. В основном это российское сырье, но небольшая добыча углеводородов существует и в Белоруссии», - заключает Митрахович.

России и Белоруссии нужно двигаться к интеграции

Очевидно, что все эти заявления представляют собой фон переговоров России и Белоруссии по ценам на нефть и газ, где Минск требует для себя специальных скидок, а иногда снижает цены в одностороннем порядке, игнорируя контрактные обязательства. В такой ситуации возникает вопрос, как необходимо поступать, чтобы сделать эти трения историей.

«Если две страны находятся на разных континентах, то и конфликтов у них, как правило, нет, а наше сотрудничество с Белоруссией продолжается и постоянно вызывает проблемы. Поэтому альтернативой является путь интеграции в виде Евразийского союза и создание единого экономического пространства», - резюмирует Митрахович.

Это движение по гармонизации гражданского и налогового кодексов и других отраслей законодательства России и Белоруссии. Для Минска это не грозит потерей суверенитета, его и в Москве укрепляют путем поправок в Конституцию РФ, голосование по которым пройдет 1 июля. 

«Нужно постепенно двигаться в сторону единой валюты – опыт ЕС показал нам, какие шаги нужно предпринимать. Общий рынок – это когда можно без проблем привезти и продать товар. Белорусский производитель мясомолочных изделий может продать свою продукцию в Москве, а российские НПЗ сделать этого в Минске не могут. Газ в Белоруссии распределяется государственной компанией с большой наценкой, поэтому в Минске не хотят прихода на рынок российских компаний», - констатирует Митрахович.

Минск продолжает требовать от Москвы односторонних уступок, а сам принимать пакет по двусторонней интеграции желанием не горит.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 11.06.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики