Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Чем «Газпром» ответит на новые санкции США против СП-2

Чем «Газпром» ответит на новые санкции США против СП-2

«Газпром» может подать в суд на организацию, которая откажется от предоставления услуг по сертификации газопровода «Северный поток – 2» в рамках контракта из-за санкций США. Об этом Федеральному агентству новостей рассказал ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Польский эксперт по энергетике Матеуш Кубяк ранее озвучил новый способ навредить «Северному потоку – 2». Он пояснил, что компании, оказывающие услуги по сертификации газопроводов, можно напугать негативными последствиями от санкций США. При вводе в эксплуатацию «Северного потока – 2» необходимо будет доказать его соответствие проекту.

У «Газпрома» есть заключенный договор на такую услугу с норвежским сертификационным обществом Det Norske Veritas. Кобяк уверен, что крупная международная компания не пойдет на риск оказаться под ограничениями США. В том случае, если она откажется от исполнения обязательств, поиск другой компании по сертификации будет затруднительным для «Газпрома».

 

«В этой роли должна выступать независимая организация. Если россияне решат удостоверять соответствие самостоятельно, результат такой сертификации можно будет оспорить», – заявил эксперт.

 

Американские санкции против страховых компаний, задействованных в реализации «Северного потока – 2», по мнению эксперта, не помешают завершению проекта. Россия имеет свои страховые компании, которые специализируются на рисках при проведении глубоководных строительных работ.

Оценивая мнение эксперта из Польши, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков объяснил, что нужно четко разделять понятия «напугать компании по сертификации газопроводов» и «ввести для них запрет на какие-либо действия».

 

«Напугать здесь будет довольно сложно, потому что все эти проекты действуют в рамках юридических процедур. Даже Дания, которая долго тянула с разрешением строительства газопровода в своих водах, рано или поздно должна была выдать какое-то решение, поскольку бесконечно затягивать это было нельзя. Точно так же возникает вопрос в этом случае: если компания отказывается сертифицировать «Северный поток – 2», то она должна как-то обосновать свою позицию. Если лицензирующая организация скажет, что ей просто так хочется, но в рамках обязательств по договору она должна сертифицировать трубопровод, то тогда «Газпром» подаст на нее в суд за необоснованные действия», — отметил Юшков в интервью ФАН.

 

В случае со швейцарской компанией Allseas, покинувшей место строительства газопровода, в контракте с «Газпромом» был подписан пункт о том, что если вводятся какие-либо санкции, то она уходит, напомнил собеседник ФАН.

 

«Договор не был нарушен, и «Газпром» на нее в суд не подавал. А на структуру, которая занимается сертификацией, вполне возможно подавать в суд, даже если будут санкции США. Если она обязана это сделать по контракту, то должна выполнять его. В противном случае нужно искать другие компании или создавать собственную. Однако я не думаю, что это стало бы каким-то убийством для «Газпрома», а только осложнило бы ему работу со строительством», — сказал он.

 

Ограничительные меры, которые недавно были инициированы американскими законодателями и внесены в законопроект, могут трактоваться достаточно свободно, заметил Юшков.

 

«В прошлогодних санкциях было написано просто: нельзя финансировать проект и оказывать услуги по его строительству. Сейчас американцы прописали, что нельзя подвозить трубы, укладывать камни на построенный газопровод. Расширение санкций произошло бы, если США ввели запрет на покупку газа, который идет по «Северному потоку — 2». Но против этого выступает сам Европейский союз, поскольку это были бы санкции уже не против «Газпрома», а против европейских потребителей. Американцам сложно идти на подобные шаги, но они были бы здесь чем-то новым», — добавил эксперт.

 

Напомним, в рамках проекта «Северный поток — 2» предусмотрено строительство двух ниток газопровода от побережья России через Балтийское море до Германии. Общая производительность трубопровода составит 55 млрд кубометров газа ежегодно. Многие европейские страны поддерживают проект, поскольку заинтересованы в бесперебойных поставках ресурса.

Власти США, напротив, пытаются препятствовать строительству газопровода с целью продажи странам Евросоюза своего сжиженного природного газа. Вашингтон назвал «Северный поток — 2» «угрозой безопасности» для европейских государств. 

Автор: Денис Рассказов

Источник: ФАН, 11.06.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики