Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Вопрос в цене этих поставок». В Белоруссию 11 июня придет первая партия американской нефти

«Вопрос в цене этих поставок». В Белоруссию 11 июня придет первая партия американской нефти

«Белоруссия выбрала наиболее раздражающего поставщика», — говорит ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков

Сегодня, 11 июня, в Белоруссию придет первая партия американской нефти. В начале июня танкер из Техаса прибыл в литовский порт Клайпеда, а оттуда нефть по железной дорог пошла в Белоруссию. Это пробная партия примерно в 80 тысяч тонн сырья.

Для страны это совсем небольшой объем: республика потребляет около 1,5 млн тонн нефти в месяц. И большую часть по-прежнему поставляет Россия. Но на фоне трений по поводу цен и поставок углеводородов Минск решил покупать их у альтернативных поставщиков: Норвегии, Азербайджана, Саудовской Аравии и США.

Причем это происходит далеко не в первый раз в истории на фоне очередных разногласий между Белоруссией и Россией. Минску сейчас благоприятствуют низкие мировые цены на нефть. Но с учетом транспортировки российское сырье все равно остается дешевле.

Так что речь идет о политическом шаге, замечает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков:

«Мы прекрасно понимаем, почему Белоруссия сейчас закупила партию нефти у США. Она могла бы ту же самую норвежскую нефть закупить или еще у кого-то, здесь не столь важно, но она покупает американскую, понимая, что это наиболее болезненно будет восприниматься со стороны российского руководства. Белоруссия выбрала наиболее раздражающего поставщика, и до этого она говорила про саудовскую нефть тоже, потому что у России с Саудовской Аравией был открытый конфликт на нефтяном рынке — ценовая война. Сейчас она закончена, поэтому Саудовская Аравия не столь сильный раздражитель, как США. И вопрос в цене этих поставок. Она значительно больше, чем российские поставки, даже когда российская цена на нефть для Белоруссии примерно такая же, как мировая. То есть в основном формула цены такая: мировая стоимость, мировая цена минус экспортная пошлина. Сейчас, по сути, экспортная пошлина у нас отсутствует, она меньше 10 долларов на тонну была, это значит, что фактически там меньше доллара на каждый баррель приходилось, эта скидка для Белоруссии. Но с учетом доставки, особенно через Клайпеду, доходит чуть ли не по 10 долларов к баррелю сверху. Что самое смешное, Белоруссии постоянно показывали ее же собственную статистику Госстата, говорили: вы же сами публикуете данные, сколько стоит в среднем российская нефть и сколько стоит в среднем любая другая. И видно, что с венесуэльской больше чем в два раза, они покупали дороже венесуэльскую нефть, были попытки азербайджанскую, казахстанскую. Все выходило дороже. И в этом году они взяли просто и засекретили стоимость поставки из Норвегии и Азербайджана».

У Минска и Москвы есть очередные разногласия и по стоимости газа. Россия сейчас поставляет топливо по 125 долларов за тысячу кубометров. Минск требует снизить цену.

Однако в «Газпроме» настаивают, что Белоруссия сначала должна погасить долг в 165 млн долларов за текущие поставки. Позиция Минска заключается в том, что у страны нет задолженности перед российской госкорпорацией.

Источник: BFM.RU, 11.06.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики