Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газ за счёт учреждения (видео)

Газ за счёт учреждения (видео)

(фргамент)

Иван Князев: Добрый вечер.

Станислав Митрахович: Здравствуйте.

Тамара Шорникова: Станислав Павлович, вот смотрите, SMS только что пришла, Орловская область пишет: «Всю Европу нашим газом отапливаем, а в России одни обещания». Вот сейчас пробуем разобраться, откуда же возьмутся деньги на газификацию страны такую ускоренную, форсированную. Еще один повод, для того чтобы «Газпром» нашел деньги, – это то, что сейчас в Европе, в общем-то, газ на биржах дешевле, чем внутри России, соответственно, внутренний рынок становится очень интересным для «Газпрома». Может быть, это стимул найти все-таки компании деньги и действительно ускорить работу в этом направлении, не искать эти деньги в наших карманах?

Станислав Митрахович: Если вообще говорить о внутреннем рынке в целом, то он действительно сейчас становится интересным на фоне того, что в Европе цены низкие. Правда, они низкие на биржах, это не означает, что «Газпром» продает свой газ по таким ценам, у «Газпрома» бо́льшая часть продажи газа идет по долгосрочным контрактам, а долгосрочные контракты привязаны к цене на нефть, а цена на нефть все-таки стала вырастать, она не так быстро падала, например, если мы говорим о ситуации полугодовой давности, поэтому ситуация не так критична.

Что касается российского рынка, то в любом случае он становится интереснее, но российский рынок состоит из различных потребителей, и крупные газовые компании, «Газпром» или «Роснефть», «Новатек», конечно... газ потребителям каким? Скажем, металлургическому заводу, который платит стабильно большие деньги, потребляет много газа, он не задерживает выплаты, это одна история.

Есть потребитель, например, физические лица, тем более живущие в малых населенных пунктах, или далеко от места добычи, или в таких регионах, где плохо с дисциплиной. Это не только, скажем, Кавказ, у нас, скажем, и в Московской области бывает плохо с дисциплиной, и такие потребители, конечно же, не очень интересны для «Газпрома» и для других газовых компаний, здесь придется где-то искать деньги еще, для того чтобы обеспечивать газификацию. Возможно, это будут деньги региональных бюджетов; может быть, это будут деньги федерального бюджета, ну и деньги «Газпрома» также.

Иван Князев: А не получится ли так, Станислав Павлович, что в какие-то отдельные регионы, в отдельные и очень отдаленные города или поселения просто газ не дотянут? Вот не обделят ли их вниманием? Потому что ну хорошо, если рядом газопровод у тебя проходит, здесь в принципе много инфраструктуры не нужно, а если это какой-то отдаленный регион и отдаленный поселок или город? Просто вот предпочтут про них забыть.

Станислав Митрахович: Фактически не стоит ожидать 100%-й газификации. То есть даже в таких странах, как, например, Америка или Германия, нет 100%-й газификации. Германия более развитая страна, чем Россия, в сфере экономики, тем не менее там нет никакой 100%-й газификации; в Америке уровень газификации около 50%, в России 70%, для сравнения. Высокий уровень газификации, например, в Армении, там, конечно, тяжелая местность, потому что много гор, но население не очень большое и территория не очень большая, поэтому там газификацию удалось сделать более масштабную.

У нас никогда не будет полной газификации, Владимир Владимирович Путин когда сказал, что он дает поручение разработать механизмы финансирования подключения людей к газовым сетям, не было поручения разработать 100%-ю газификацию, это все равно не будет 100%. Есть такие регионы удаленные, где труба газовая не нужна, там нужны другие вещи: может быть, там нужен сжиженный газ современный; может быть, там имеют место возобновляемые источники энергии, еще что-нибудь, пеллеты и так далее. Поэтому надо подходить более гибко и с учетом обстановки в каждом конкретном регионе. Как бы это ни было кому-то обидно, но из-за маленькой деревни тянуть большую трубу никто не будет, конечно.

Тамара Шорникова: Об альтернативных вариантах поговорим сразу после звонков. Послушаем вместе телезрителей, Ирина, Калужская область. Здравствуйте.

Иван Князев: Здравствуйте, Ирина.

Зритель: Здравствуйте.

Вы знаете, вот мы счастливчики, которые из села Кудиново, уже больше 10 лет потребляем газ, нам губернатор Артамонов провел из своих личных сбережений, которые вот положены нашему губернатору. Мы бесконечно рады, у нас раньше было 60 дворов на нашей улице, теперь у нас около 100, и постоянно идет строительство, мы рады. Нам подвели по сносным ценам, мы вошли в программу газификации Калужской области, нам, можно сказать, повезло. Но я хочу сказать вот о чем...

Тамара Шорникова: А «сносные цены» – это сколько, чтобы понять?

Зритель: Вы знаете, цены 10-летней давности, их сейчас сравнить нельзя, понимаете, с теперешними.

Но я хочу сказать, чтобы провести газ другим, не надо напрягать тех, у кого уже есть газ, вы понимаете или нет? Ну не в состоянии люди по теперешним доходам тянуть этот воз на себе. Ну можно найти другие пути, и наверняка, потому как газ считается национальным богатством, значит, им должны в какой-то равной мере пользоваться мы все, а не только те… Как вот сейчас региональные компании по сбору мусора: они пришли, взялись за дело, а когда выяснилось, что надо туда еще и вкладывать деньги, они тормознули эту реформу, мы сейчас это чувствуем на себе. А вопрос о газе, конечно, очень хорошее дело, просто замечательное, но тарифы должны быть разумными для всех. Спасибо.

Тамара Шорникова: Да, понятно. Ирина, спасибо вам за звонок.

Вот важный аспект, действительно, роль губернатора во всем этом процессе, потому что от них во многом зависит. То есть, насколько мы понимаем, сейчас они такие планы составляют, подают, в общем-то, «Газпрому», в компании кто отвечает за газификацию, они рассказывают о спросе на газ в их конкретном регионе в зависимости от количества потребителей, в зависимости от инвестиционных проектов, построить завод, развить сельское хозяйство и так далее. Все ли губернаторы используют возможности, хорошо просчитывают свою потребность в газе?

Станислав Митрахович: Ну, разумеется, есть пространство для улучшения работы губернаторов. Знаете, иногда просто у губернаторов действительно очень сложная ситуация с точки зрения конкретного региона. Есть даже такое злое выражение, уходящее корнями в классическую литературу, что положение хуже губернаторского. На самом деле бывают регионы, которые гораздо сложнее, чем Калужская область, и с точки зрения климата, и с точки зрения географии, и особенностей народонаселения, и так далее. И поэтому, конечно, можно сказать, что молодец господин Артамонов, что использовал в том числе личные какие-то сбережения, но это же не может быть тиражировано как универсальный опыт.

Универсальный опыт должен заключаться в законодательстве, в более формальных правилах, где находить деньги. В том числе, я думаю, региональные бюджеты тоже должны будут находить деньги, это во многом... губернатора, но конкретный губернатор, конечно, особенно в сложных регионах один не справится: здесь нужны деньги и «Газпрома», и деньги правительства. Кстати, вот как поручение Путина сформулировано? – к 1 октября найти источники финансирования этого процесса, а... при участии публичной федеральной компании «Газпром». То есть это будет общее дело, в одиночку это сделать не получится.

Тамара Шорникова: Да, спасибо большое.

Иван Князев: Да, спасибо вам большое.

Источник: ОТР, 11.06.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики