Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Высоцкий порт прирастает фантомом Газпрома

Высоцкий порт прирастает фантомом Газпрома

Землю и акваторию газовой монополии Минтранс предложил включить в границы порта Высоцк - под самый крупный на Северо-Западе комплекс по производству СПГ. Газпром молчит, но, возможно, мы станем ближе к Арктике.

Как рассказали 47news в правительстве Ленобласти 11 июня, подготовлены документы на расширение границ территории порта Высоцк с учётом земельных участков, находящихся в аренде у Газпрома, а также участка акватории под инфраструктуру. Ранее об этих планах сообщало агентство экономической информации "Прайм" со ссылкой на Министерство транспорта. "Окончательный проект соответствующего правительственного постановления пока не приходил", - осторожно сообщили чиновники. Погружаться в подробности не стали, сославшись на неразговорчивость инвестора - мол, спросите сами, если сможете.

47news спросил. Запросы инвестору проекта – петербургскому ООО "Газпром инвест" и исполнителю – московскому ООО "Газпром СПГ Портовая" - остались без ответов.

Будущая новая территория порта Высоцк охватывает почти весь полуостров Конек в бухте Дальняя в Финском заливе, рядом с которым располагается газпромовская КС "Портовая".

Чрезмерная скромность прячет деловую революцию. В порту Высоцк должен появиться самый крупный на Северо-Западе и четвертый в России комплекс по производству сжиженного природного газа и его морской перевалке. Это тот самый СПГ, которым несколько лет назад расцвел Ямал, и с которого вошел в моду Северный морской путь.

Сжиженный природный газ - обычный природный газ (в основном он состоит из метана), который благодаря специальной технологии охлаждения до -160 градусов переходит в жидкое состояние. Это очень удобно для его транспортировки и хранения - 1 килограмм СПГ соответствует примерно 1400 кубометрам природного газа в естественном состоянии. В России газа много, и он дешевый, так что экспорт СПГ обречен на успех.

Страна этим продуктом гордится и развивает его производство довольно шустро. В 2019 году российский экспорт СПГ вырос на 76% - 29 млн тонн, что в денежном выражении составляет почти 8 млрд долларов.

Впрочем, "страна" - громко сказано. Заметных живых проектов пока три: "Ямал СПГ", принадлежащий "Новатэку" Леонида Михельсона, "Сахалин-2" всё того же "Газпром инвеста" и "Криогаз Высоцк", чей контрольный пакет тоже у "Новатэка". Последний располагается в нашем порту Высоцк, но такой ручеёк на фоне арктического стрима почти незаметен - переваливает пока около 0,45 млн тонн в год. К тому же, календарный год жизни еще не наступил - "Криогаз" заработал лишь в середине 2019-го. Есть еще несколько мелких установок, но они даже не попадают в статистику.

"Криогаз Высоцк" обещает раскрутиться почти до 2 млн тонн в год, но когда-нибудь потом. Это мало, но не стыдно: после "Ямала СПГ" (18 млн тонн в год) и "Сахалина-2" (11 млн тонн в год) он третий и пока единственный.

Сайт ООО "Газпром СПГ Портовая" пишет про 1,5 млн тонн и шутит про сроки: "Сейчас проект находится в завершающей фазе строительства". Хотя увеличение территории Высоцкого порта позволяет думать, будто дело близится к развязке, и это переворот. Через Балтику пойдет на экспорт почти 10% всего российского СПГ - круче только Арктика.

Но сомнения есть: про газпромовский проект в газетах невозможно читать без слёз.

Декабрь 2018-го. Тогдашний член правления "Газпрома" Сергей Прозоров упрекает руководство "Газпром инвеста" - не могут израсходовать выделенные на строительство терминала миллиарды, не могут настолько, что даже проверки не помогают. Зависшими называются 27 млрд.

Декабрь 2019-го. Портал PortNews публикует обзор со специфическим заголовком "Фантомы российской инфраструктуры-2019", где приводит слова начальника управления "Газпрома" Кирилла Неуймина: "Мы очень надеемся, что проект запустится в самое ближайшее время - в 2020 году". И констатирует: "Ранее "Газпром" планировал запуск этого проекта в конце 2019 года".

Май 2020-го. Агентство экономической информации "Прайм" сообщает об инициативе Минтранса по включению в границы порта Высоцк территории будущего СПГ-комплекса и утешает: "Комплекс СПГ на данный момент находится в завершающей фазе строительства".

Без указания даты. ООО "Газпром СПГ Портовая" называет себя на корпоративном сайте скромно: "реализующая стратегию развития отечественной индустрии сжиженного природного газа". И о сроках: "Сейчас проект находится в завершающей фазе строительства".

Ещё бодрит фраза: "Продукция предприятия будет направлена для резервного газоснабжения Калининградской области…". В последний раз такое обещали при пуске пафосного СПГ-проекта в Калининграде - плавучей регазификационной установки "Маршал Василевский". Всем показалось, будто на неё будут привозить морем СПГ, а она вернет газ в обычное состояние и отправит в Калининград. Это было в январе 2019 года, а несколько месяцев спустя "Маршал Василевский" уже возил газ из Америки в Африку.

Интересно, как проявит себя публично проект после приписки к порту Высоцк.

Получить хоть какие-то пояснения ни у "реализующего стратегию", ни у "Газпром инвеста" не удалось. Опубликованный на сайте телефон долго ласкает слух обещанием соединить с оператором.

У эксперта Финансового университета при Правительстве РФ Игоря Юшкова отношение к проекту (при условии, что он будет все-таки реализован), скорее, позитивное:

- Мы видим, как работает в том же порту Высоцк СПГ-терминал "Криогаза" - они грузят сжиженный газ на автоцистерны и небольшие танкеры, которые отправляются на рынки балтийского региона, в частности, в литовскую Клайпеду. Это небольшие пока объемы, но нельзя забывать, что морские суда отказываются от мазутов и скоро многие будут ходить на СПГ-топливе. Вот тут-то и потребуется бункеровка, на рынок которой в Балтийском море очевидно претендуют и новатэковский "Криогаз", и "Газпром". Вопрос: будут ли иностранные крупнотоннажные суда заходить для заправки в порт Высоцк? С экономикой тут так себе - газ из Ямала по трубе доставляется на берег Финского залива и тут сжижается. Дороговато, с одной стороны, но с другой, в России нет экспортных пошлин на СПГ. В общем, посмотрим, что получится, но перспективы есть".

Справка:

Границы территории и акватории портов устанавливаются правительством РФ. В этих границах действует правовой режим безопасности судоходства, пограничный, таможенный и другие виды государственного контроля и режима, а также международные правила морской безопасности и торгового мореплавания.

При строительстве нового морского терминала его надо включить в границы порта. Координаты территории и акватории строящегося объекта добавляются к ранее установленным границам распоряжением правительства РФ. Это называется расширением границ порта. Координаты нового терминала определяются разработчиками проекта и согласуются с Минтрансом, который готовит проект соответствующего распоряжения правительства.

Граница порта может быть не целым участком, а состоять из отдельно стоящих терминалов на разном удалении друг от друга. Акватория всегда в госсобственности, зато территории терминалов могут быть как в собственности государства, так и частных компаний, или арендованными.

Автор: Лев Годованник

Источник: 47news, 15.06.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики