Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия в «Лидерах»: как ледоколы бороздят бюджет

Россия в «Лидерах»: как ледоколы бороздят бюджет

Правительство перезапускает проекты в Арктике

Правительство перезапускает арктические проекты и продолжит строительство, как минимум, пяти ледоколов, чтобы развивать Северный морской путь. Об этом заявил премьер Михаил Мишустин. Эксперты поддерживают необходимость инвестирования в Арктику, но отмечают крайнюю затратность северных проектов и сомневаются в экономической целесообразности.

Россия продолжит наращивать свое присутствие в Арктике. Об этом заявил на совещании с вице-премьерами в понедельник 15 июня премьер Михаил Мишустин. «Необходимо продолжить развитие парка мощных современных ледоколов. Это важная и необходимая для страны работа», — сказал премьер. 

Строительство ледоколов позволит раскрыть транспортный потенциал Северного морского пути (СМП) и усилить интерес международного бизнеса к новому транзитному коридору между Европой и Азией. «И, конечно, обеспечить первенство России в Арктике, стратегически важном для нас регионе», — добавил Мишустин.

Глава правительства напомнил о ведущемся сейчас строительстве серии из пяти атомных ледоколов, предназначенных для работы на СМП. В конце мая состоялась закладка очередного, уже четвертого атомного ледокола — «Якутия».

«Все они по-настоящему уникальны, отличаются мощными двигателями и универсальностью, их можно использовать во льдах и в воде на глубоководных и мелководных трассах. Подобных нет ни у одной страны мира», — отметил премьер.

Правительство включило развитие ледокольного флота, строительство и модернизацию морских портов, промпредприятий в комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на всей протяженности Севморпути. Грузопоток по СМП планируется увеличить, заключил премьер, не назвав, впрочем, конкретных параметров обновленного плана.

В 2019 году, по данным Министерства природных ресурсов и экологии, объем провоза грузов по СМП составил 17 млн тонн. К 2024 году рост грузопотока прогнозируется до 57 млн тонн, а в 2028-м — 118 млн.

На одной палубе с Китаем

На территории российской Арктики добывается 83% газа и 17% нефти. Но очевидно, что нефтегазовые проекты — не единственная сфера освоения этой территории. Севморпуть, по замыслу правительства может стать частью глобального китайского проекта — Нового шелкового пути.

В навигацию 2019 года по Ледовому шелковому пути из Китая в Европу уже прошли более 20 китайских судов с крупногабаритными грузами.

Эксперты, опрошенные «Газетой.Ru» отмечают безусловную перспективность арктических проектов. «Потенциал Арктики действительно не раскрыт. Проекты, которые здесь уже реализуются, полезны для поддержки судостроительной отрасли, развития импортозамещения и что не менее важно — для развития экономики удаленных регионов, для создания рабочих мест. За годы СССР население Мурманска и Воркуты уменьшилось вдвое», — говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович.

«России, конечно же, необходимо развивать Северный морской путь, а ледоколы могут заходить в реки и обеспечивать завоз необходимых грузов в отдаленные районы, где нет круглогодичной транспортной доступности», — говорит профессор кафедры труда и социальной политики Института государственной службы и управления РАНХиГС, доктор экономических наук Вера Сморчкова.

Не стоит забывать, что США собираются создать в арктическом регионе несколько баз и увеличить к 2029 году количество военных ледоколов, добавляет доцент Института финансов и устойчивого развития РАНХиГС Олег Филиппов. «Это обстоятельство, естественно, заставляет РФ симметрично реагировать. Россия сейчас обладает самым большим ледокольным флотом, но он устаревает, поэтому необходимо строить новые и гражданские и военные суда», — говорит Филиппов.

Окупится в следующих поколениях

При этом эксперты признают крайнюю затратность арктических проектов. Основной донор Арктики – госбюджет, доходная часть которого уменьшилась на фоне обвала нефтяных цен и распространения пандемии короновируса.

«Единственным серьезным источником инвестиций для Арктики на данный момент является федеральный бюджет. Однако в дальнейшем, по мере развитии арктических проектов, частный бизнес наверняка подключится к нему», — прогнозирует Филиппов.

При этом даже крупный бизнес может отказаться от наращивания инвестиционных портфелей в Арктике, если правительство не узаконит для них налоговые преференции, отмечает Митрахович.

«Для Арктики не надо жалеть денег, она принесет в бюджет гораздо больше, чем затраты на неё», — уверена Сморчкова. Но пока что затраты правительства на развитие СМП очень значительные. На те же ледоколы, которые являются всего лишь частью расходов на Арктику.

Еще правительство Дмитрия Медведева в январе этого года утвердило смету строительства атомного ледокола нового поколения «Лидер» в размере 127,5 млрд рублей. Его планируется спустить на воду в 2027 году. Атомоход сможет ломать льды толщиной до 4,3 метра, прокладывая коридор до 50 метров шириной, и круглогодично проводить караваны на скорости 10 - 12 узлов.

Всего до 2033 года планируется ввести в эксплуатацию три ледокола типа «Лидер».

А к 2035 году президент Владимир Путин поставил задачу нарастить арктический флот не менее чем 13 тяжелыми ледоколами, 9 из которых будут атомными.

Во сколько это обойдется бюджету сейчас не скажет никто. Но даже стартовые расходы впечатляют и ставят под сомнение их экономическую целесоообразность. «Вопросы о затратности и рентабельности на данный момент не совсем корректны, сложно оценить прибыльность программы в краткосрочный промежуток времени, однако в перспективе вложенные государственные инвестиции могут дать колоссальный эффект», — считает эксперт РАНХиГС Олег Филиппов.

Не исключено, что правительство оптимизирует часть проектов в Арктике. Возможно, не все они и нужны, считают эксперты. «Но начинать все равно придется. Любой путь начинается с первого шага», — заключает Митрахович.

Автор: Рустем Фаляхов

Источник: Газета.Ru, 15.06.2020 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики