Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > В Датском королевстве решают, быть или не быть "Северному потоку – 2"

В Датском королевстве решают, быть или не быть "Северному потоку – 2"

Страховка трубоукладчика может стать новым препятствием для реализации проекта 

 

«Газпром», возможно, сам оттягивал начало достройки магистрального газопровода в Германию, так как конъюнктура для него в последние месяцы складывалась крайне неблагоприятно. Угроза новых американских санкций, под которые могут попасть не только компании 12 европейских стран, но и еврочиновники, возможно, ускорит процесс, но эксперты «НГ» не исключают переноса сроков завершения «Северного потока – 2».

У России есть все для начала достройки газопровода «Северный поток – 2» (СП-2), но остаются формальные препятствия. Для строительства есть подходящее судно – трубоукладчик «Академик Черский», который по законам детективного жанра с прикрытием несколько месяцев пробирался с Дальнего Востока в немецкий порт Мукран, где расположился логистический центр стройки (см. «НГ» от 11.05.20). Там же лежат трубы для будущего газопровода. Еще в октябре было получено окончательное разрешение от властей Дании на укладку в их территориальных водах. Есть обозначенные главой «Газпрома» Алексеем Миллером и подтвержденные руководством страны сроки окончания строительства – не позже первого квартала 2021 года. Но с декабря, после того как швейцарская Allseas из-за американских санкций увела с трассы два своих корабля, стройка стоит. Строители говорят, что работы завершены уже на 97%. До немецкого берега осталось проложить всего 160 км труб.

К очередной отсрочке, очевидно, приведет просьба оператора СП-2, компании Nord Stream 2, к властям Дании внести изменение в полученное разрешение на строительство, так как в нем указано четкое требование использовать суда, которые стоят над точкой укладки благодаря не якорям, а системе дистанционного позиционирования, которая ориентируется по спутникам и, включая систему двигателей, держит судно в одной точке. У судов Allseas такая система была, у «Академика Черского», уверяют эксперты, она есть. Значит, новый запрос нужен для «легализации» второго российского трубоукладчика, баржи «Фортуна», которая держится за дно благодаря своим 12 якорям. Но она стоит в Мукране уже очень давно, почему нельзя было подать такую заявку раньше – не вполне понятно.

Возможно, «Газпром» не торопится с вводом в строй нового трубопровода на фоне исторического падения спроса на его традиционных рынках, не стимулируют к быстрому развитию и низкие цены. Поставки на общеевропейский рынок, по данным Федеральной таможенной службы (ФТС), снизились в первом квартале на 24,2%, а в Германию – на 45%. Перед глазами и пример запущенного в январе «Турецкого потока» – в марте Турция импортировала на 70% меньше российского газа, чем годом ранее, «Газпром» с первого места на этом рынке скатился на пятое (см. «НГ» от 08.06.20).

Агентство Bloomberg со ссылкой на датское агентство по охране окружающей среды написало, что в Дании решение по новой заявке могут принять в ближайшие месяцы (напомним, что Дания два года тянула с выдачей разрешений). Впрочем, в среду в Датском энергетическом агентстве сообщили Интерфаксу, что решение по заявке Nord Stream 2 будет принято в течение четырех недель. Вопрос только в том, будет ли оно положительным.

В Nord Stream 2 подчеркивают, что суда с якорным позиционированием успешно применялись раньше при строительстве датского участка газопровода «Северный поток», а также «Северного потока – 2» в водах Германии. Известно также, что в январе и мае 2020 года датский участок трассы СП-2 рядом с юго-восточной частью острова Борнхольм тщательно изучило исследовательское судно Stril Explorer. Такое внимание объясняется тем, что на дне Балтийского моря лежит свыше 250 тыс. т боеприпасов, затопленных после окончания Второй мировой войны. В частности, в районе Борнхольма в 1947 году союзники захоронили 30 тыс. т химических боеприпасов вермахта.

Ускорителем процессов на стройке могут стать объявленные в начале июня проекты о введении в США новых санкций. Они же могут если не остановить полностью достройку, то отложить ее на неопределенный срок. Подготовленный сенаторами США законопроект предполагает расширение декабрьских санкций уже не только на суда, ведущие укладку труб. Под санкции могут попасть страховщики, портовые и другие вовлеченные в проект компании. Причем ограничения сенаторы предложили ввести в силу задним числом, с декабря прошлого года.

Исполнительный директор Восточного комитета немецкой экономики Михаэль Хармс предупредил, что под экстерриториальными санкциями США могут оказаться фирмы из 12 европейских стран. «Планируются запреты на въезд в США, аресты счетов, отказ в размещении заказов», – цитирует его немецкое издание DW. Глава комитета Бундестага ФРГ по энергетике Клаус Эрнст обратил внимание на то, что санкции могут ударить не только по бизнесменам, но и по госчиновникам, которым, например, после завершения работ по сооружению самого газопровода предстояло бы провести процедуру сертификации и выдать разрешение на ввод газопровода в эксплуатацию. Такую процедуру, говорят осведомленные источники DW, могло бы взять на себя соответствующее государственное ведомство в Норвегии, которое, однако, наверняка не захочет рисковать отношениями с США. От себя добавим, что по формальному признаку не исключено, что под санкции могут попасть и датские чиновники, которым предстоит решить судьбу новой заявки Nord Stream 2. Эрнст призвал серьезно противостоять санкциям, перестать «кидаться ватными шариками», а, например, ввести ответные санкции против американского сжиженного природного газа.

Обсуждаемые санкции США против «Северного потока – 2» не способствуют налаживанию ситуации в мировой энергетике и негативно влияют на совместную работу по восстановлению мировой экономики, заявил в среду министр энергетики России Александр Новак во время онлайн-конференции «COVID-19: ускорить переход к энергетике будущего для всех». «К сожалению, протекционистские меры сохранились даже в период кризиса. Это, на мой взгляд, не совсем позитивно играет для того, чтобы вместе принимать усилия по восстановлению мировой экономики, по развитию рыночных инструментов», – сказал он.

Эксперты «НГ» не исключают, что заявленные ранее властями России сроки окончания строительства СП-2 будут перенесены, однако сценарий, при котором несколько тысяч километров труб будут брошены на дне моря, они не рассматривают.

Проект, который построен более чем на 90%, конечно, не бросят, считает директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. «В трубопровод инвестированы огромные средства, их надо отдавать, а отдать можно, запустив газопровод, продавая топливо, получая за него выручку», – поясняет эксперт. При этом он не исключает задержки с вводом в эксплуатацию: «Горячки с поставками в Европу сейчас нет, ранее заявленные сроки окончания строительства вполне могут быть сдвинуты».

Вариант полного отказа от проекта с учетом уже сделанных вложений и положительной позиции Германии маловероятен, а вот задержка возможна, сказал «НГ» эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Станислав Митрахович. «Сроки пока прежние, названные Путиным – то есть первый квартал 2021 года. Для проекта, рассчитанного на десятилетия работы, конкретный срок запуска не так важен, – говорит эксперт. – Тем более когда есть действующий контракт на транзит с Украиной».

По мнению Митраховича, Дания может придраться не только к «Фортуне», но и к страховке для «Академика Черского». «Датчане пока требуют западного страховщика, а западные страховщики опасаются санкций. Дания может использовать и аргументы природоохранного характера (нерест трески) во второй половине лета для дополнительного торможения проекта», – поясняет эксперт.

У СП-2 много интересантов в Европе, включая кредиторов проекта, поставщиков труб, различных услуг для проекта, в особенности властей и различного бизнеса ФРГ, а также в значительной степени Чехии. Поэтому в конечном счете велики шансы, что удастся и достроить СП-2, и добиться возможности его заполнения на полную или почти полную мощность, говорит Митрахович.

Автор: Анатолий Комраков

Источник: НГ, 17.06.2020

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики