Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > По европейским ценам: Белоруссия недоплатила «Газпрому» за 10 лет $ 7 млрд

По европейским ценам: Белоруссия недоплатила «Газпрому» за 10 лет $ 7 млрд

Президент Белоруссии Александр Лукашенко заговорил уже и об альтернативных поставках газа в страну — из Европы. По мнению экспертов, в предвыборной риторике лидер государства перешел на новый уровень шантажа. Наладить импорт газа в Белоруссию, в отличие от закупок нефти, будет дорогостоящим мероприятием, которое вызовет серьезный политический конфликт с Москвой, и даже в условиях рекордно низких цен топливо из Европы достанется Белоруссии дороже российского газа. При этом Минск вряд ли хочет привязаться к европейским ценам надолго. Если сравнивать их и стоимость российского газа, то за последние 10 лет Белоруссия выиграла от поставок «Газпрома» $ 7 млрд.

Еще в апреле Александр Лукашенко заявил, что в нынешних условиях цена на российский газ для Белоруссии должна составлять $ 40−45 за тысячу кубометров с учетом логистики, а не $ 127 долларов, как сейчас. Вчера же, 16 июня, глава государства намекнул, что у Минска есть альтернатива поставкам российского газа. «И природного газа хватает уже, идет драка за премиальный европейский и наш рынок между основными игроками, поставляющими природный газ. И альтернатива есть, можно ее найти», — сказал президент Белоруссии во время поездки в Гродненскую область председателю концерна «Белнефтехим» Андрею Рыбакову. 

Теоретически Белоруссия может получать газ с Украины, из Литвы и по реверсу из Польши. Наладка поставок топлива по этим маршрутам, однако, сопряжена с огромным количеством экономических, технических и политических проблем. Как отмечает заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач, это невозможно сделать без согласия «Газпрома». Во-первых, он является поставщиком газа в Польшу и владеет оператором газотранспортной системы Белоруссии. Во-вторых, мощности ГТС заняты по действующим между Белоруссией и Россией контрактам на поставку и транзит газа.

Но даже если российский холдинг и согласился бы на альтернативные поставки, то выгоды белорусской стороны крайне сомнительны. Так, например, Украину и Белоруссию связывают два газопровода Ивацевичи—Долина и Торжок—Долина проектной мощностью 35 млрд кубометров. Еще в 2000-х по ним поставляли газ, не более 10 млрд кубометров в год, однако — на Украину. И «Газпром» даже рассматривал варианты развития магистралей для увеличения транзита газа в Европу по украинскому маршруту. «Сейчас газопроводы простаивают, и с украинской стороны нет готовых компрессорных станций, — говорит сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич. — Поэтому, чтобы запустить реверс, Украине придется вложить немало средств в развитие инфраструктуры и заполнение самого газопровода топливом, что не сделает газ для Белоруссии дешевым».

Из Литвы Белоруссия может рассчитывать на 600 млн кубометров газа в год по газопроводу Вильнюс—Иванцевичи, однако и он рассчитан на работу в другом направлении. То же касается и газопровода Ямал — Европа в Польшу.

Аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Калачев замечает, что при очень большом желании технически возможно получать газ по схеме формального реверса. «Так, например, получает газ Украина уже с 2015 года. Это будет газ российского происхождения, из того же газопровода, но купленный уже не у „Газпрома“ а у какого-либо европейского посредника», — эксперт считает, что в случае реверса ни о каких $ 40−45 речи быть не может.

Так, по данным Минэкономразвития Украины, в мае компании страны импортировали газ в среднем по $ 90 за тысячу кубометров. А с учетом затрат на подготовку газопроводов в Белоруссию и маржи компаний газ для Белоруссии по украинскому маршруту, как и литовскому, будет дороже российского. 

При этом ситуация с «низкими» европейскими ценами становится яснее, если посмотреть на статистику цен на европейских хабах и российского газа для Белоруссии за последние десять лет даже без учета затрат на транспортировку и маржи трейдеров ЕС. По данным немецкого оператора двух хабов и части ГТС Германии Gaspool, лишь в 2011, 2016 и 2019 годах средняя цена спотового газа была немного ниже стоимости российского газа для Белоруссии (на $ 40, $ 4 и $ 5). И за десять лет Минск недоплатил, если бы покупал по европейским рыночным ценам, $ 7 млрд.

Более того. «По этим ценам (сейчас $ 40−45) на европейском рынке спот продается „лишний“ газ за рамками долгосрочных контрактов. Основные объемы газа на рынке законтрактованы, и их цена привязана по формуле либо к рынку, либо к нефти. Но в любом случае, в среднем стоимость природного газа в Европе выше той, что называет Александр Лукашенко. Нет возможности напрямую покупать газ на хабе в Германии или Нидерландах и получать его в Белоруссии, минуя посредников и не неся затрат на доставку», — объясняет Алексей Калачев.

Аналитик ГК «ФИНАМ» отмечает, что цена в $ 127 за тысячу кубометров — долгосрочная контрактная цена, результат двусторонних соглашений.

«Чтобы получать цену как в Смоленской области, нужно быть областью России. Это внутренняя регулируемая цена, результат всего комплекса социальных, экономических и налоговых отношений в России. Чтобы иметь цену как в Германии, наверное, нужно быть Германией. Или хотя бы входить в Евросоюз», — Алексей Калачев вспоминает, что несколько лет назад в ЕС были цены в десять раз выше, но не помнит, чтобы Белоруссия тогда хотела платить европейскую цену. «И, кстати, в Евросоюзе, в отличие от ЕАЭС, гораздо хуже относятся к бессрочному президентству и государственному дирижерству в экономике. Как ни крути, но все имеет цену, и эта цена не берется с потолка. Можно пытаться сидеть на двух стульях, но невозможно усидеть между стульями», — резюмировал эксперт.

Замдиректора ФНЭБ Алексей Гривач считает, что действия Минска по альтернативным поставкам газа будут означать фактически «украинский» политический сценарий, к газу имеющий очень опосредованное отношение.

Источник: EADaily, 17.06.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики